Александр Ровинский: пора уже перестать врать!
Работа – это то, за что мы получаем зарплату. Волонтерство не подразумевает такой оплаты. Считается, что лишь добрая воля движет человеком, который хочет помочь нуждающимся. «Волонтерить» можно в своем городе, стране и даже за рубежом.
Александр Ровинский начинал свой путь волонтера в Волгограде, а теперь стал специалистом по подбору желающих работать за рубежом. В свои 28 лет он имеет статус специалиста-международника, работает в Москве с постоянными командировками в Европу.
– Саш, расскажи, как все начиналось? Где ты учился и как попал в систему волонтерства?
– Я окончил педагогический университет по специальности педагог-психолог. Пять лет учился – все как полагается. После встал вопрос, куда пойти работать. Мне предлагали устроиться работать психологом в детский сад или в школу. Попробовал и разочаровался в специальности окончательно! По сути, я понял собственную никчемность. Именно на том уровне, на котором у нас все поставлено. Разбирать конфликты, где учительский авторитет заведомо не обсуждается, а поведение ребенка прикрывается недостатком внимания родителей? Зачем? Я честно отработал учебный год и уехал к брату в Москву. У него там своя строительная компания, в которой я стал работать менеджером по заказам. Плата была небольшой: расходы на питание и проезд, немного оставалось на прогулки. Я знал, что не останусь там работать...
Однажды я увидел молодого человека, оформлявшего желающих пополнить ряды Гринпис. Почему бы и не присоединиться? На первой же встрече я познакомился с ребятами из ЮНЕСКО, их деятельность мне показалась более интересной. Покрутился там месяц и узнал, что набирают волонтеров для работы в США. Да, там считается, что волонтеры именно работают!
– И тебя вот так просто взяли в США?
– А почему бы и нет? Это, по большому счету, миф, что никто не нужен этой развитой стране. Меня взяли на сопровождение детей из группы риска (у них родители со статусом ВИЧ-положительных, притом из неблагополучных кварталов). По нашим меркам, вляпался я. Но задача программы – это поддержка детей, которых менее шага отделяет от пропасти.
– И как ты жил?
– Меня приставили к негритенку Микки. Шалопай еще тот: то стащит что-нибудь, то подерется... Мне предстояло наставлять его на путь истинный, вести задушевные беседы при каждом удобном случае. Сначала я пытался выполнять предписания – действовал по предложенной модели. Но она оказалась неэффективной, и Микки постоянно от меня сбегал.
– Выход помогла найти твоя специальность?
– Отчасти. Я в школе еще играл в баскетбол. Так вот я подарил своему подопечному мальчугану мяч, чтобы мы вместе играли. У негров просто потрясающее чувство ритма, все они невероятно музыкальны и цепкие в спорте. Мальчуган пристрастился к игре так сильно, что после уроков буквально вылетал ко мне из школы, чтобы скорее пойти играть вместе.
– Долго вы так общались? И что теперь с этим ребенком?
– Общались в течение учебного года. Когда Микки ушел на каникулы, моя программа закончилась, и я уехал. Дело было в 2005 году. Сейчас мы переписываемся, я знаю о его планах – он станет полицейским, а потому сейчас учится усердно и даже присылал фотографии, где по результатам года его награждают в числе лучших учеников. Даже по геометрии умудрился получить 98%, а ведь до этого выделывался (Саша смеется)...
То, что даже во внешне благополучных странах существует много семей «группы риска», мало кто скрывает. К сожалению, только в России по-прежнему закрывают глаза не то что на перспективу приобретения ребенком статуса ВИЧ-положительного (ведь никто им отдельно не занимается), но даже на домашнее насилие.
Меня откровенно смешат заявления правительства о необходимости экстренного всплеска рождаемости! Зачем?! Даже не говоря о том, что сейчас детей не устроить в садик... Тут ситуация куда сложнее. Если безразличие доходит до крайности – учителя не замечают следов побоев на детях, то о какой перспективе развития общества можно говорить? Англия, США, Франция, Германия не стесняются говорить о своих проблемах, мы же сидим и молчим, а в случае чего гордо заявляем: «У нас все хорошо!».
– Саш, а какой, на твой взгляд, выход? Может ли рядовой россиянин хоть что-то изменить в ситуации замалчивания по-настоящему жизненных проблем?
– Научиться говорить правду. Да-да, пора уже перестать врать. Изначально – врать о равенстве всех. Как действует та же программа волонтерства в Европе? Подростку очень доходчиво разъясняют его перспективы. Если один из родителей злоупотребляет спиртным – вот тебе его путь, если родители с ВИЧ-статусом – и не заметишь, как в это нырнешь. Хочет ли он того же?
Волонтеры как раз и призваны через общение на равных столкнуть ребенка с мертвой точки – через неприятие отрицательного он захочет двигаться к чему-то хорошему, в чем каждый человек нуждается, – к здоровью, благосостоянию, семье...
– Но как же заставить подростка выбрать более сложный путь? Ведь всем известно, что проще быть серой массой...
– Во-первых, нельзя заставить выбрать. Выбор – это всегда дело исключительно добровольное. Важно сделать так, чтобы подросток потянулся к открывающимся перспективам, которые возможны только при ряде условий. Именно поэтому объясняется этот «ряд» требований. Что касается серой массы, то, по сути, все люди – масса. Да, как ни странно, миллионеры – это тоже масса, и спортсмены, и художники. Другое дело – в какой из них быть: благополучной или нет.
– И как ты находил путь к сознанию? Просто так говоря, что есть выбор?
– Конечно же, нет! Программа волонтерства подразумевает, что с подростком затевается некая игра. Мы проигрываем сценарий жизни такой, в которой находится он, со всеми положительными и отрицательными сторонами. А потом рассматриваем другой вариант, для создания которого нужна постоянная работа над собой. И, удивительно, очень часто подросток начинает доказывать, что он на самом деле может все.
– Это как Микки начал учиться?
– Безусловно! Он понял, что в него верят, а не прессуют. Как только желание или цель становятся своими, и средства их осуществления станут адекватными. Да, совсем забыл сказать: когда общаешься с неблагополучным ребенком, нельзя говорить, что все будет хорошо, только если он станет себя хорошо вести. Например, важно объяснить, что действительность такова, что очень часто последнее слово остается за человеком с деньгами. А тогда, если, допустим, подросток хочет получить образование, надо объяснить, что сначала идти ему надо в колледж. Потому что туда действительно сможет поступить. Не надо рассказывать сказок, что, получив высокий балл за ЕГЭ, он поступит в МГИМО.
– Александр, прям пессимизм у тебя сплошной...
– Вовсе нет. Я абсолютно реалистичен. Просто на улицы посмотрите... сколько опустившихся людей, обманутых обществом! Им обещали, что все легко будет, а действительность совсем другой оказалась. Их не готовили к тому, что может оказаться непросто. И вместо того чтоб показать обходной путь, заставляли биться пусть и в стеклянную, но в закрытую дверь. Я решительно против такого обмана! В Америке и в Европе никто не скрывает подводных камней, а потому нет тотального разочарования жизнью, выраженного непробудным пьянством и наркоманией. Возможности человека бесконечны, но надо еще уметь их применять и рассчитывать свои силы. Пока государство препочитает иную модель действий... Хочется верить, что родители изберут более реалистичный метод воспитания.
Анна ВЕЛИЧКО
Опубликовано: 2009-04-09
|