На EURO фаны про свои обязанности забыли
Несколько десятков чартеров прибыли в солнечную Португалию, чтобы поддержать
сборную России.
Внушительная группа болельщиков расположилась по всему побережью: кто ближе
к месту прохождения игр, кто дальше, в зависимости от цены путевки (от 800 евро
на брата, не считая билетов на футбол).
В среднем же, цена поддержки сборной России на Евро-2004, включая билеты на
три матча, составила 1600-2000 евро. При таком раскладе цен далеко не все желающие
смогли попасть на главное футбольное событие 2004 года. Но несмотря на это,
общее количество россиян, находившихся в этот момент в Португалии, составило
около 10000 человек. Помимо фанатов московских команд, были замечены суппортеры
из Смоленска, Санкт-Петербурга, Владивостока, Сургута, Ростова, Калининграда
и др. городов необъятной России. Был даже болельщик волгоградского «Ротора».
Все они объединились под российским триколором на время «Евро-2004», забыв о
внутренних междоусобицах.
Из личностей известных были замечены Лев Лещенко, которого всюду сопровождали
три длинноногие блондинки, и скандально известный журналист Отар Кушанашвили,
отчего-то рассекавший по португальским улицам в майке сборной Латвии. Кстати,
Отар решил напомнить миру о своей персоне, выбежав на поле во время игры Португалия
– Россия. Видимо, 1500 евро для Отара – приемлемая сумма. Ведь именно столько
составил штраф за прорыв на поле.
Такую же сумму взимали за использование пиротехники. В случае отказа от уплаты
– арест и депортация из страны. С этими условиями были ознакомлены все приехавшие
на Евро-2004. При въезде в страну всем были розданы листовки с вышеуказанными
предупреждениями. На стадионе в городе Фару (там проходили вторые игры сборной
России) запрещали проносить фото- и видеотехнику. Однако, если народ все-таки
умудрялся ее пронести незамеченной, то снимать все происходящее можно было абсолютно
безнаказанно. Ни один полицейский не пресекал это!
Вообще, ребята-фаны отметили лояльность со стороны полицейских, их слаженную
работу и быструю реакцию. Яркий пример: когда перед одним из матчей болельщики
начали громко поддерживать Россию песнями и кричалками еще далеко от стадиона,
полиция собралась за 30 секунд и сопровождала гомонящую толпу до места назначения.
Фотографировать разрешали прямо у кромки поля, наряду с аккредитованной прессой.
На всех матчах продавалось безалкогольное пиво «Карлсберг» по цене 2 евро. Для
сравнения: в магазинах пиво стоило 0,65 евро.
И еще один нелицеприятный момент. По словам очевидцев, никто не хотел поддерживать
нашу сборную. Основная масса болельщиков, удобно устроившись на скамеечках,
распивала пивко, громко комментируя происходящее на поле. Только небольшая группа
из полусотни человек все-таки пыталась завести российскую трибуну. В свою очередь,
игроки сборной России после проигранных матчей даже не собирались подбегать
к болельщикам, дабы поблагодарить их за поддержку. Это все-таки произошло только
усилиями Алексея Смертина, который буквально за руку подтащил футболистов к
сектору российских болельщиков.
Однако после ничего не решающей победы над сборной Греции, которая, как известно,
впоследствии стала чемпионом, футболисты ринулись с аплодисментами к своим фанатам.
Причем этот матч многие болельщики проигнорировали, демонстративно порвав билеты
перед многочисленными камерами иностранных журналистов. На этот матч были самые
дешевые билеты. Если по номиналу стоимость билетов составляла 25 евро, перекупщики
отдавали их за 10, а перед самым началом игры и вовсе дарили.
Естественно, на Евро-2004 можно было приобрести множество сувениров с символикой
чемпионата. Майки по 16 евро, брелки по 4, зажигалки по 1,5, клубные шарфы от
5 до 12 евро. Забавно, но практически все сувениры имели маркировку made in
China.
Хочется сказать, что впервые в своей истории чемпионом стала амбициозная команда
Греции, которая не считалась с признанными авторитетами европейского футбола.
На пути к кубку она обыграла французов (предыдущих обладателей титула), чехов
(которые до игры с греками выиграли все матчи) и дважды хозяев турнира (один
раз в групповом турнире и второй в финале). Сборной России остается только брать
пример с команды Греции и биться в каждом матче, не жалея себя, и тогда будут
великие победы, как в далеком 1960, когда сборная СССР стала первым чемпионом
Европы. ВПЕРЕД, РОССИЯ, ОЛЕ!!!
Да здравствует футбол без границ!
EURO-2004 обогатился благодаря англичанам?
Евро-2004 принес косвенные прибыли многим европейским производителям пива,
а также розничным торговцам и владельцам ресторанов. Больше всех получили английские
пабы, клиенты которых становятся неумеренными в возлияниях только в исключительных
случаях. А вот российские футбольные болельщики, на которых также делалась ставка,
на этот раз не порадовали ни барменов, ни пивоваров.
По подсчетам Британской ассоциации пива и пабов, каждый матч, в котором играла
сборная Англии, приносил от 25 до 50 млн. фунтов дополнительного оборота. И
это при том, что в среднем в обычное время через пабы страны «проходит» 60 млн.
фунтов за день. Недельные продажи пива через супермаркеты выросли вдвое и достигли
к разгару чемпионата 46 млн. в день.
Почти двукратный рост дневного потребления пива пришелся на самый волнительный
и, как оказалось, самый драматичный по исходу матч: Англия – Португалия. Именно
он принес самый большой доход всем пивным заведениям – 110 млн. фунтов. Во время
игры было выпито 12 млн. дополнительных пинт пива (6 млн. литров) – максимальное
количество за время чемпионата. В общей сложности в обычное время года в пабах
выпивается 18 млн. пинт. Но во время матча Англия – Португалия частота опрокидывания
пинт и хождения к стойке за новой порцией действительно сильно отличалась от
обычной размеренности англичан. Даже видавшие всякое за долгие годы бармены
к концу работы падали с ног. Правда, если верить статистике Ассоциации пива
и пабов, столь же насыщенный по возлияниям день случился в 2002 году, во время
чемпионата мира-2002, когда сборная Англии играла с Данией.
В отличие от русской привычки больше выпивать «с горя», англичане способны выпить
немерено только в минуты радости. «Когда англичане счастливы, они могут выпить
просто несусветное количество пива, – говорит бармен паба Дженни из Австралии.
– Каждая победа Англии оборачивалась просто пивными реками».
Когда сборная Англии получила сокрушительный удар, англичане отреагировали на
поражение массовым исходом из пабов. «Когда англичане проиграли, мгновенно большинство
посетителей перестали пить и тут же покинули паб, остались только единицы и
иностранцы, которые не могли понять столь сильного разочарования местных жителей,
– говорит Дженни. – Когда они разочарованы, они изменяют своей любви к пиву.
У нас в Австралии наоборот: в печали народ выпивает гораздо больше, чем в радости».
Равно как и в России.
Выбытие сборной Англии из Евро-2004 года обернулось потерей 100 млн. фунтов
для пабов. После поражения национальной команды употребление спиртного британцами
почти вернулось в обычное русло. Этот турнир их, по большому счету, уже не интересует.
А в целом, по подсчету Британского консорциума ритейлеров, экономика потеряла
примерно 400 млн. фунтов. И все из-за того, что Бекхэм промахнулся, как обиженно
припоминают все без исключения.
В России точной статистики о зависимости продаж пива от спортивных мероприятий
не ведется. По мнению Александра Троицкого, замести
теля руководителя исполнительного
секретариата Российского союза производителей пивобезалкогольной продукции,
Евро-2004 на продажи влияет, хотя и не напрямую. «Множество людей сидят в барах
или дома у телевизоров, смотрят матчи и пьют пиво, заедая его чипсами, сухариками
и орешками. Естественно, что вся эта продукция пользуется сейчас повышенным
спросом», – объяснил он.
.
Марина МОИСЕЕВА
Опубликовано: 2004-07-08
|