Пост начинается с рассвета
Кто из нас знает, что в мусульманстве летоисчисление отличается от привычного христианскому миру? А о том, что двенадцать месяцев содержат не 30–31 день, а 29–30? И это еще далеко не все особенности. Как здесь не вспомнить российского юмориста, обсмеивающего «просвещенность» американцев? Ведь именно они ввели моду на «исламофобию» и ассоциацию одной из великих религий мира с террористами. А уж запомнить более сложные подробности мусульманской культуры народ США не в состоянии...
Пророк и хиджра
Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммеда. Начало его проповеднической деятельности относится к 610 году, а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения (хиджры) Пророка из Мекки в Ясриб. Прибытие Пророка в Ясриб (Медину) относят к 12 раби аль-лаваля (24 сентября) 622 года, а 1 год хиджры соответственно начался 1 мухаррама (16 июля) 622 года. Слово «хиджра» в переводе с арабского языка имеет несколько значений, но чаще это слово употребляется как «уходить из одного места в другое», т. е. переселяться. Следовательно, «хиджра» – это переселение.
Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т. е. начало новой четверти – это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, а это 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30. Год мусульманского календаря состоит из 354 или 355 дней. Этим и объясняется, что по сравнению с солнечным календарем в мусульманском календаре ежегодно происходит сдвиг назад на 10 дней.
Что ждет впереди
Ид аль-фитр или Ураза-байрам – праздник разговенья – знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику – празднику жертвоприношения.
Большой пост в течение месяца рамадан (по-персидски – рамазан), называемый по-арабски саум, обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе сводится не столько к поддержанию внешней видимости, но в религиозно-этическом, культовом смысле означает освобождение от всего оскверняющего.
От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней.
Важная особенность мусульманского поста именно в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и «приходить к женам» разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя закапывать капли, пускать кровь или ставить банки. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста.
Вечером, после заката, постящийся должен принять легкую пищу – фитур, вторая еда – сахур – принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье – благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей, и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Начинается пост обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. О начале поста возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками или знаменем.
Услышав сигнал, мусульмане идут в мечеть к утренней молитве и в течение месяца повторяют: «Я намерен поститься постом месяца рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего».
За грехи отвечай сам
Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за рамаданом. По окончании поста в течение трех дней отмечается Ид аль-фитр – праздник разговенья, или малый праздник. Во время этого праздника следует отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи. В Разговенье рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями. Также очень важно собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома (считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших).
В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках – намазгах. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о «действительности» прохождения поста, дается наставление соблюдать его в будущем.
Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб). Так облагораживается личность.
Пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Следует помнить, что в исламе в отличие, например, от христианства нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может «отпускать грехи» верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.
Календарь мусульманских праздников
29 декабря (1 Мухаррама) – начало нового 1430 (или 2009) года по мусульманскому календарю.
7 января (10 Мухаррама) – день поминовения пророков и посланников Аллаха (яум Ашура).
13 января (16 Мухаррама) – день принятия Ислама народами Волжской Булгарии (922 г.).
22 февраля (27 Сафара) – ночь переселения Пророка из Мекки в Медину (хиджра).
8–9 марта (11–12 Рабиу-ль-Авваля) – день рождения Пророка Мухаммада (мир Ему) – Мавлид ан-Набий.
26 июня (3 Ражджаба) – венчание родителей Пророка (рагаиб или рагаиб кичясе)
19–20 июля (26–27 Раджаба) – Ночь Мираджа – вознесение Пророка Мухаммада (мир Ему) к Аллаху.
5–6 августа (14–15 Шаабана) – ночь очищения от грехов – Ляйлят аль-Бараа – ночь Бараат.
21 августа (1 Рамадана) – начало поста в священный месяц Рамадан.
15–16 сентября (26–27 Рамадана) – ночь Могущества и Предопределения – Ляйлят аль-Кадр.
20 сентября (1 Шавваля) – праздник разговенья – Ураза-байрам – окончание поста.
26 ноября (9 Зу-ль-Хиджжи) – день Арафата.
27 ноября (10 Зу-ль-Хиджжи) – праздник жертвоприношения – Курбан-байрам.
28–30 ноября (11–13 Зу-ль-Хиджжи) – праздничные дни жертвоприношения (айям ат-ташрик).
18 декабря (1 Мухаррама) – начало нового 1431 года по мусульманскому календарю.
27 декабря (10 Мухаррама) – день поминовения пророков и посланников Аллаха (яум Ашура).
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2009-04-02
|