Наука начинается со студента
Существует поверье, что наука – это занятие скучное, а что сами научные деятели – это закомплексованные очкарики. Авторитетно хочу вам заявить – это далеко не так. И даже наоборот! Проверила на себе. Чтобы доказать вам это, мы решили побеседовать с председателем студенческого научного общества ВГПУ Александром Липатовым.
– Что представляет собой студенческое научное сообщество?
– Студенческое научное общество ВГПУ (СНО) – это самостоятельное объединение студентов, которые связаны одной целью, а именно развитием науки. Во-вторых, хорошо сплоченный и деятельный коллектив дружных и позитивно настроенных людей. Наше общество направлено на интеллектуальное развитие студентов, расширение их научного кругозора, формирование у них профессиональных компетенций. Научное объединение появилось сразу после создания нашего вуза, а первая научная конференция состоялась в 1947 году. В этом году пройдет уже 62-я конференция. За все время существования и проведения студенческих коллоквиумов, научных семинаров и конференций у нашего общества сложилась традиция – коллективное участие студентов в научном поиске.
В СНО входят все студенты-исследователи университета, сегодня это почти 100 человек. С каждым годом число членов общества растет, что повышает авторитет вуза в научном сообществе.
– Что дает студенту СНО?
– Многое: во-первых, возможность реализовать самые смелые идеи и поделиться своими исследовательскими открытиями с коллегами. Во-вторых, молодые ученые учатся планировать свою исследовательскую деятельность, пробуют себя в разработке инновационных проектов, научных тем, которые актуальны для современного общества.
Лично для меня СНО является большой дружной семьей, где всегда можно найти поддержку. Добрые отношения с нами поддерживают большинство преподавателей, среди которых заведующая кафедрой истории России
Е.Ю. Болотова, декан естественно-географического факультета А.М. Веденеев, заместитель декана факультета технологии сервиса А.А. Донсков и многие другие. Они стремятся заинтересовать студентов, подстегнуть их творческий поиск, передать им сложившиеся академические традиции на факультетах. Неоценимый вклад в развитие нашего общества, которое заново возродилось в 2007 году, вносит начальник отдела НИРС
И.А. Кириллова, двери ее кабинета всегда открыты для студентов, интересующихся наукой.
– Студенческое научное общество – это начало на пути к науке или это своеобразный рыцарский клуб, куда можно попасть через науку?
– Конечно, прежде всего это начало пути в постижении научных проблем, загадок и тайн. Но в какой-то мере СНО – это и «закрытый» рыцарский клуб, в который, я вас уверяю как председатель этого объединения, может попасть любой студент, который понимает ценность научного знания.
– Какой он – студент-исследователь нашего времени?
– Мне кажется, что член СНО ВГПУ бодр, всегда красив, с доброй улыбкой на лице. Это человек высоких нравственных качеств, осознающий ответственность за все то, что он делает в науке. Он рационален, но не бездушен и не циничен, стремится сделать что-то хорошее и доброе.
– Какие темы волнуют студентов?
– Я, как председатель СНО, могу сказать, лидерами по количеству членов СНО являются факультет истории и права, филологический факультет и замыкает тройку лидеров естественно-географический факультет. У историков это дискуссионные проблемы археологии, этнографии, истории Древней Руси. Большое место занимает научная школа факультета, которую ведет Е.Ю. Болотова, в рамках которой исследуются социально-экономические и культурные проблемы истории России с XVIII века по сегодняшний день. У филологов приоритетным является изучение речевой культуры, традиций, своеобразия и специфики литературных процессов. Естественно-географический факультет богат темами и научными разработками за счет большого количества специальностей, поэтому назвать все аспекты научной деятельности студентов-исследователей ЕГФ просто невозможно.
– С какими проблемами ты сталкиваешься как председатель СНО?
– С тем, что научные конференции, проходящие в другом вузе или вообще в другом городе, накладываются на учебное расписание, и некоторые преподаватели не понимают значимости конференции и засчитывают эти дни как прогулы. Другая проблема – недостаток финансирования исследовательской деятельности студентов, хотя, конечно, отдел НИРС по мере возможности помогает студентам. Третьей проблемой является то, что перевод на индивидуальный план обучения является трудной задачей как для студента, так и для деканата. Еще есть проблемы с книгами, которых зачастую нет в нашей библиотеке, с отсутствием достаточного времени бесплатного доступа в Интернет в вузовском интернет-центре, а зачастую и отсутствие там свободных мест для работы, нет также места, где бы собирались все студенты-исследователи для решения своих проблем и задач.
Но, несмотря на все проблемы, уверен: потенциал нашего общества огромный. Дипломы, грамоты и гранты наших студентов доказывают, что хоть мы и педагогический вуз, но наука в нем жива! Научная работа кипит не только у преподавателей, но и у студентов. Перспективной идеей вижу учреждение в вузе Дня науки и организацию межвузовской студенческой конференции по всем специальностям, которые преподаются в нашем университете.
...Ну что, дорогие мои? Вы уже поняли, где самый дружный коллектив, куда стекаются сливки студенчества и преподавательского состава? Вот-вот! А теперь ноги в руки и вперед – двигать отечественную науку.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-03-26
|