Что может Робски и чего не может Борминская
Давно меня занимает современная женская проза. Как показывает статистика, 70% читателей в России – дамы. Стало быть, большая часть авторов ориентируется на них. Книжные полки прогибаются под весом уставленных на них «соплей в сахаре». Что это за литература?
В качестве объекта исследования совершенно случайно были выбраны два автора. Первый – широко известная в самых разных кругах Оксана Робски, а вторая – провинциальная, но все же имеющая успех среди определенной аудитории Светлана Борминская. О первой всевидящий Гугл знает сведений на 400 тысяч страниц, а о второй – на 11. Первая направо и налево дает интервью на разные темы, а вторая ограничилась загадочным саммари о себе, которое висит на всех связанных с литературой ресурсах: «Я – церемонная женщина из маленького подмосковного города в платочке и с сумочкой. В сережках и с колечком. У меня хорошее образование – я закончила курсы кройки и шитья. Есть сертификат. Бухгалтером проработала дольше всего. Все сделаешь, чаю попьешь, губы накрасишь и сидишь за столом – украшаешь собой бухгалтерию». При этом везде указано, что «ее первое произведение «Охота на старушку, или Дом золотой» стало победителем в конкурсе «Российский сюжет», учрежденном издательством «Пальмира» (первый подобный конкурс издательства, где и публикуется автор). Имя С. Борминской известное. О ней писали «Известия», «Коммерсант», «Независимая газета»». Однако лестных отзывов о писательнице я не нашла.
А теперь, что называется, ближе к тексту. Мне в руки попали две книги. Нашумевший «Casual» и «Игрушки для взрослых мужчин». Начнем с бестселлера. Хоть в самом начале и есть примечание «Произведение является художественным вымыслом, а совпадения случайны», мы все равно найдем там моменты из жизни автора. Это убитый муж, его любимая чашка, новый жизненный старт с нуля, Рублевка во всех деталях (то самое обаяние русской буржуазии), Москва со своими клубами и ресторанами и даже вполне узнаваемые реальные персонажи – Ксюша Собчак, Ольга Слуцкер и многие другие. Однако главная героиня не названа по имени.
Что понравилось: захватывающий сюжет и владение информацией. Язык у Оксаны, простите, примитивненький, Гришковец в ЖЖ и то сложней пишет. Однако я не сольюсь в унисоне с теми, кто ругает госпожу Робски за излишний гламур и снобизм. Одно дело – если бы книгу вообще не заметили – это да, провал. Но она одной из первых, да что там, первая написала о новой Москве, об огламурившейся России. Не учительница же младших классов из Воронежа это могла сделать, чесслово. Потом ее подхватило огромное количество бумагомарателей. У одних получилось недурственно, у других – сносно, третьи лучше бы и не пытались.
У Борминской тоже интересный сюжет, практически детективный. И язык побогаче, и обороты иные стараешься запомнить, но, да простит меня Светлана Михална, негоже писать о том, что знаешь понаслышке: например, «Они так и не дождались «Hed Kandi». Ну как их можно дождаться, если это не группа, а бренд, под которым сделана вечеринка в клубе? И так во всем: находки сюжета дискредитируются незнанием предмета. Можно быть хорошим психологом, но ничего не знать о «Гуччи»…
Мой диагноз, сугубо субъективный, – читать гламуризмы можно, но лучше выбирать качественные. Брезговать неизвестными авторами не стоит. Но от «нечего почитать» есть два проверенных средства: классика и современная зарубежка, да.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2009-03-26
|