Межкультурное пространство в браке
Выйти замуж за иностранца мечтают многие девушки, однако далеко не каждая из них представляет, что такой брак – это серьезное испытание. Почему? Конечно, пересечение с другой национальностью возможно не только при плановом заграничном замужестве, ведь Россия – страна весьма многонациональная, и вероятность влюбиться в представителя неславянской национальности велика.
Дела семейные
В общем-то, говорить о том, что в Волгоградской области более двух третей всех браков заключены между представителями разных национальностей, вполне правомерно. Дело в том, что наш регион буквально находится на «стыке» Центрального и Южного регионов и потому становится местом, где соединяются многие культуры. К нам приезжают учиться студенты из северных регионов Российской Федерации (например, из Ямало-Ненецкого АО), а также из южных республик (Чечни, Дагестана, Осетии).
В принципе когда речь заходит о создании семьи, то здесь часто на первом месте не столько национальность, сколько религия будущих супругов. Впрочем, светскость нашего общества подразумевает некоторые послабления национальным традициям. Так, Миясат Алиева (теперь Седова), урожденная дагестанка, не только получила разрешение на отсутствие платка, но и согласие родителей на брак с русским юношей. Правда, он также исповедовал ислам. Надо заметить, что для жителей Дагестана, отправивших своих детей учиться в другой регион, такое одобрение – редкость. Сейчас Миясат и Андрей живут в Волгограде, однако и в Дагестан они ездят в каждый отпуск.
Целенаправленное знакомство
Одно дело, когда браки заключаются между представителями разных национальностей, но проживающих на одной территории, и другое – когда русские девушки ищут счастья за границей. Часто при рассмотрении потенциального жениха во внимание в первую очередь принимается его материальное благосостояние, потом уже – личностные качества, и лишь в последнюю (если уж ей суждено случиться) происходит знакомство с законодательством страны, обещавшей стать вторым домом.
Катя Мельникова окончила школу с углубленным изучением иностранного языка, после чего решила и далее изучать иностранную культуру. Уже тогда у нее было желание глобальных перемен – смены места жительства. Когда знаешь иностранный язык, выбирать среди соискателей руки и сердца значительно проще. А потому девушка скрупулезно прорабатывала всех «потенциальных».
– Я не жалела времени на то, чтобы как следует узнать человека. Важно ведь не только, чем он сейчас живет, но и детские годы. Думала, что смогу спрограммировать будущее. Если честно, то сесть на шею мужу не хотелось. Планировала, что буду работать. Но получилось все совсем иначе.
– А когда ты выходила замуж, брачный договор вы не составили?
– Составили. В США вообще не принято жениться по правилам большой любви. Да, чувство может быть колоссальным, однако головы при этом никто не теряет. Все прописано очень строго, порою до мелочей. И это касается не только измен. Например, супруги могут прописывать даже то, как будут проводить выходные. Так, они договорятся, что раз в месяц непременно будут ездить на рыбалку (хобби мужа) и ходить в оперу (увлечение жены).
– Но ведь тогда жизнь получается строго по расписанию! Не скучно?
– Вовсе нет! Скорее это повод меньше ругаться. У меня сейчас много подруг, которые отнюдь не жалеют о своих брачных контрактах. А вот я знаю, что к составлению своего подошла несколько халатно. Да, мы много прописали, но ни слова не упомянули о моей работе. Так, до рождения ребенка я вела документацию у мужа, а после того как родилась Жюстин, Майкл наотрез отказался «отпускать» меня. Он считает, что нужно быть именно матерью, а не разрываться между работой и домом. Казалось бы, как русские говорят, «что не запрещено, то разрешено», но не все так просто. Если я все-таки пойду работать, то Майки подаст на развод. А это означает, что меня лишат ребенка, потому что, согласно американскому законодательству, детей оставляют с отцом. Материнская забота – это одно, а вот совсем иное – мужская материальная поддержка.
– Получается, что и в дальнейшем ты не сможешь работать?
– Пожалуй, рано об этом сейчас говорить. Сейчас Жюстин только два года, поэтому вопрос о работе я не поднимаю. В остальном ведь в семье у нас мир и гармония. Да и смело могу сказать, что глупо было бы потерять любимого и любящего человека из-за своего упрямства. Мне нравится быть матерью и женой, ну а поработать, будем надеяться, еще как-нибудь удастся.
Такое Катино положение можно рассматривать по-разному: с одной стороны, это явное ущемление ее прав, с другой – забота отца семейства о своем ребенке и доме. Как бы то ни было, сегодня она выбрала жить в любви с мужем в гармоничной семье.
Новый папа
Далеко не всегда одна национальность супругов – залог их счастливой жизни. И, очень может быть, причина здесь в незнании друг друга. Хотя каждый из нас стремится выглядеть хорошо: женщины не сидят денно и нощно у подруг, мужчины не поднимают на них руку по поводу и без.
Анна также вышла замуж за человека надежного, смелого – в общем, со всех сторон положительного. Однако постепенно его поведение стало меняться: мужчина бил свою жену, часто – за одному ему известные грехи. Так как в семье к тому времени уже было двое детей, окружающие оправдывали драчуна – «у казаков лихой нрав». Безусловно, чему угодно можно найти сравнительно благовидную причину, только счастливой жизнь с побоями не назовешь. Ради своего и детей благополучия Анна рассталась с мужем. И так получилось, что младший сын нашел себе и брату нового папу.
С Шавханом он познакомился в тренажерном зале. Мальчику явно не хватало отца, и он тянулся к взрослому другу, даже как-то пригласил его на чай после тренировки. И оказалось, что у Анны с Шавханом много общего, уже не только после тренировки он заходил на чай, вскоре они поженились. И ни у кого из родственников не было возражений, что русская Анна вышла замуж за таджика Шавхана. Ведь получилось, что Саша (так Шавхана для удобства называют окружающие) к жене и детям относится куда лучше, чем их родной отец. Вот тут и встает вопрос, есть ли в нас хоть какие-то различия? Если у Димки появился заботливый, понимающий отец, а у Анны – любящий муж, стоит ли обращать внимание на национальные различия?
Когда мама Шавхана приехала из Таджикистана знакомиться с семьей снохи, ее приняла дружная семья, в которой на первом месте было счастье детей, а не их цвет кожи. Анна и Шавхан живут в браке вот уже шесть лет – время, достаточное для проверки чувств и межкультурной толерантности.
Волгоградская область всегда была мультинациональным регионом, а потому предрассудки редко становятся на пути истинных чувств. Ведь цвет кожи и разрез глаз не имеют никакого значения в семье, где родители любят друг друга и своих детей.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2009-03-26
|