|
|
Цыгане – не тунеядцы!
К цыганам в нашей стране всегда относились неоднозначно. С одной стороны, их не любили – добропорядочное и трудолюбивое русское население никак не могло взять в толк: как так можно припеваючи жить, прям как стрекоза из известной басни? Сейчас тоже многие ругаются на гадалок и журят цыган за «тунеядство» (что является, по сути, мифом – большинство цыган, так же как и все, ведут относительно оседлый образ жизни и работают). Но, с другой стороны, русский народ всегда питал особую любовь к своим кочевым братьям. Цыган приглашали на различные торжества, в прошлом и позапрошлом веках их песнями любили заслушиваться высокопоставленные особы, а дворяне (и другие важные персоны) вовсе не брезговали брать себе в жены цыганок, считая, что «нет жены верней цыганки» – граф Федор Иванович Толстой, князь Витгенштейн, магнат-металлург Нечаев, Афанасий Фет, сын великого писателя Лев Львович Толстой и мн. др. Кутежи в компании цыган являлись определенным показателем финансового благосостояния и атрибутом красивой жизни. А в русских песнях – как в казачьих, так и в городских романсах и современном шансоне – присутствует своеобразный цыганский архетип. Точнее, образ гадалки. Переплетение русской и цыганской культур очень хорошо наблюдается на примерах народной музыки. Сегодня понятие «русская народная музыка» неразрывно связано с «цыганщиной» – напевы почти похожи. Разухабистость + душевность. Например, мелодика группы «Золотое кольцо» – выдающего себя за русский народный ансамбль – больше напоминает «цыганочку». И многие исследователи отмечают эту причудливую закономерность.
Об особенностях цыганского народа мы решили поговорить с Валерием Суховеровым – одним из авторитетнейших российских «цыгановедов», автором множества книг и диссертаций по истории цыганского народа, журналистом, востоковедом, этнографом, историком, публицистом, фотохудожником с мировым именем, переводчиком.
– Валерий Михайлович! Мне кажется, что основной причиной неприязни большинства людей к цыганам является несовпадение нравственно-этических систем. Трудяги считают цыганский образ жизни «паразитическим»…
– А я бы назвал этот образ жизни просто «свободным». Есть грань между паразитизмом и свободой. И заключается она в том, что паразитизм уже предполагает определенную зависимость, а свобода – нет. Свободный человек живет как хочет и ни от кого не зависит – он раскидывает табор и живет сам для себя, никому не мешая. Цыгане-предприниматели, как и все добропорядочные граждане, платят налоги, не уклоняются.
– В каких сферах сейчас работают цыгане?
– Недвижимость (строительство), сельское хозяйство, скупка продуктов в районах, кто-то шоферит. Все зависит от уровня образования. Цыгане со средним образованием занимаются сбором металлов, с высшим – чем-то более серьезным. Есть у цыган и свои предприниматели, и общественные деятели, и юристы, и ученые. Среди цыган очень много творческих людей – певцов, гитаристов, танцоров. Например, в Котово есть замечательный цыганский ансамбль. Одной из положительных тенденций нашего времени я бы назвал появление цыган с высшим образованием. В Волгоградской области есть несколько дипломированных юристов. В юридической академии МВД учится сын председателя «Ассоциации цыган» Артура Горбатова – Рональд. Он делает большие успехи. Есть девушки-цыганки, работающие юристами. Когда они учились в университете, они мне говорили: «Я учусь на юриста, чтобы защищать свой народ».
– От чего защищать?
– Во-первых, от неверных представлений о народе. Цыганский народ считают криминальным. Насчет преступников могу сказать одно: плохие люди есть в любом народе. В криминале замешаны те, кто не имеет образования. Образованные люди в большинстве своем не пополняют ряды преступников – они создают свои предприятия, открывают свое дело. Сейчас идет процесс «ликвидации неграмотности» среди цыган.
Европейский Союз по правам цыган объявил международную декаду (до 2015 года), целью которой является предельно возможное увеличение числа образованных цыган.
«Ликвидация неграмотности» снизит преступность и ускорит процесс интеграции цыган в мировое сообщество.
– Что нужно в первую очередь сделать для стабилизации отношений между народами?
– Надо в школах ввести предмет «Народоведение», чтобы каждый ученик знал, кто рядом с ним живет, кто с ним сидит за одной партой и с кем он дружит. Ребенок должен знать культурные особенности других народов. Если человек получит такие знания, он начнет понимать другие народы и не будет их осуждать. Так и сотрется неприязнь. А чтобы не было межнациональной вражды, нужно сделать так, чтобы национальная культура была приоритетом. Надо финансировать тематические историко-культурные мероприятия, выпуски национальных газет, видеофильмов.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-03-19
|
[2009-03-25 21:52:07] faststop
Странно. Большинство цыган, которых я видел, занимались мошенничеством - так называемым "гаданием", а на деле - выманиванием денег.
У коллеги цыганка обчистила квартиру, воспользовавшись тем, что в ней была в тот момент только старенькая бабушка с ребенком.
А цыган - рабочих, юристов, бухгалтеров почему-то нигде не видно.
Кого у них защищать-то? Преступников от справедливого наказания?
|
[2009-03-30 10:35:36] Человек с бульвара
Солидарен с предыдущим оратором.
И наркотиками направо и налево торгуют.
Ни одного цыгана-слесаря не видел.
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|