Если предназначено быть артистом...
Мы часто сетуем, что наше поколение все больше отдаляется от нравственных и культурных идеалов, предпочитая дискотеки и бары походу в театр, музей. Отчасти это правда, но относится не ко всем. Я знаю одно место, куда молодежь разбирает билеты за месяц. Это НЭТ – место, где классические герои переживают новое рождение, место, где юмор соседствует с трагедией, а смех со слезами...
Нам посчастливилось побеседовать с одним из ярких актеров труппы театра Александром Трапезниковым, в жизни которого состоялось важное событие – долгожданный бенефис.
– Александр Валентинович, в каком возрасте к вам пришло осознание, что театр – дело всей вашей жизни?
– Да с самого детства, пожалуй. По крайней мере, именно в детстве я об этом впервые серьезно задумался. Помню, мы с классом часто ходили вместе на разные мероприятия, в музей, в кино. На спектакле по пьесе «Горе от ума» я смотрел на сцену и думал про себя: а ведь неплохо было бы и мне попробовать этим заняться…
Правда, тогда я еще на некоем распутье стоял и военным собирался стать. А потом вдруг в цирк решил податься, поскольку спортивной гимнастикой занялся. Да каких только безумных идей не роилось в моей голове в ту пору… (смеется)
– Тем не менее театр одержал верх над всеми сомнениями. Помните, как поступали?
– Видно, от судьбы, как говорится, не уйдешь. Я в молодости был парнем «с вызовом», любил все эпатажное, неординарное. Вот и на экзамен явился не совсем так, как положено. Позже, когда меня уже зачислили, мой педагог говорит, что она еле меня отстояла, брать не хотели, думали, пьяница или бродяга. А это просто был мой образ на тот момент. Однако когда уже пошел непосредственно сам процесс обучения, к этому стали относиться понимающе: «Он же на актера учится, пусть пробует разные образы». А как поступал... Запомнился экзамен по прозе – я читал «Жалобную книгу» А.П.Чехова в лицах.
Вообще каждый студент театрального – это самобытная, творческая личность. Только эта самобытность у кого-то раскрывалась раньше, у кого-то – позже.
А вне театра мы были типичной молодежью своего времени. Поскольку я учился в другом городе – Свердловске (нынешнем Екатеринбурге), то приходилось снимать квартиру. На это уходила большая часть стипендии. Хотя, по сути, мы там только ночевали, да и то, пожалуй, чаще у друзей собирались, там и оставались до утра…
– Вы попали сначала в ТЮЗ. Отличается ли работа в театре для детей от драматического театра для взрослых?
– Это не я театр выбирал, а он меня. Я еще студентом стал играть роли в ТЮЗе, а после выпуска меня сразу зачислили в труппу. Только я всегда знал, что не смогу вечно играть царевичей да молодцев. Хотелось серьезных ролей, глубоких, героических, может, даже трагичных. Хотя я же понимаю, что мой типаж на героя-любовника не тянет. Так уж сложилось, что моей нишей стали характерные роли, играю персонажей юмористических, веселых. Но даже в небольшой эпизод я стараюсь вложить всего себя, чтобы он получился живым, интересным, понравился зрителю. Для детей работать, безусловно, сложнее. Они чутко различают фальшь и сразу отметают ее. Происходит дилемма: надо играть, но играть предельно искренне, иначе твой труд напрасен.
– А мне как зрителю интересно, видите ли вы лица в зале, когда играете?
– Ой, нет. Это не нужно, будет сбивать внутренний настрой и от текста отвлекать...
– Кстати, по поводу настраивания – вы долго входите в роль?
– Я пью чай в гримерной и мысленно представляю, каким должен быть мой персонаж, прокручиваю его жизнь как на пленке, чтобы знать о нем все и стать с ним единым целым. А выхожу из образа еще быстрее, сразу после спектакля – я вновь Александр Трапезников.
– Интересно, а если бы ваш родственник или друг захотел посвятить себя актерской профессии, что бы вы ему посоветовали?
– Каждый должен заниматься своим делом. Если ему свыше предназначено быть актером, он им станет, несмотря ни на что, в этом я убежден. Только я ему скажу хорошо-хорошо подумать. С возрастом тают грезы, утихают амбиции, и ты остаешься один на один с голой реальностью, которая чаще всего не совпадает с иллюзорными мечтаниями двадцатилетней давности, когда впереди была вся жизнь. Будь у меня возможность вернуться назад, возможно, я пошел бы по другому пути...
– Александр Валентинович, поздравляю вас с прекрасным бенефисом. И напоследок чтобы вы хотели пожелать самому себе и всем нашим читателям?
А.Т.: Себе не хочу ничего желать (смеется), а вот всем зрителям НЭТа и читателям этой газеты желаю побольше ярких моментов в жизни, света, тепла, чистого и настоящего счастья.
Краткая биографическая справка
Александр Валентинович Трапезников родился 27 февраля 1962 года в г. Перми. В 1988 году окончил Свердловский театральный институт. С 1986 по 1988 год работал в Свердловском театре юного зрителя. С 1988 по 1994 год – в Омском ТЮЗе. С 1994 по 2001 в Волгоградском театре юного зрителя. В Новом экспериментальном театре работает с 2001 года (по информации с www.net.volgograd.ru)
Татьяна ВЕЛИКАНОВА
Опубликовано: 2009-03-12
|