Платники, без паники!
Что наделал кризис с образовательным процессом – жуть. Бюджетных мест мало, поэтому большинство студентов получают образование за деньги, многие из них – в кредит. Сейчас им остается одно: просить банки отсрочить платежи, а руководство вуза – перевести на бесплатное. Но откуда взять эти бесплатные места, если их и так мало? Попробуем разобраться.
– Действительно, руководство вуза атакуют огромное количество студентов с просьбой о переводе, – подтвердил директор центра по связям с общественностью ВАГС Игорь Крохин. – Президентское заявление наделало много шума, и, чтоб разъяснить ситуацию с переводом студентов с договорной формы обучения на бюджетную, мы провели старостат. Ректор Игорь Тюменцев пояснил, что такой перевод возможен в исключительных случаях, при отличной успеваемости и только при наличии бюджетных мест на курсе. Также Игорь Олегович призвал студентов активнее участвовать в науке, получать гранты, принося не только славу академии, но и реально улучшая свое материальное положение. Ректор рассказал и о переговорах с банками об установлении минимального процента за кредит на образование. Что касается самой платы за обучение, то ректор заверил студентов, что она подниматься не будет. Он отметил, что в целом ситуация в академии стабильная...
Но существует определенное количество бюджетных мест, и сверх того взяться им неоткуда, разве что в каких-то неординарных случаях. Бюджетники же, как мы знаем, учатся хорошо, и отчислять их нет оснований. Разве что если студент-платник внес огромный вклад в научные достижения академии, то, может быть, она возьмет на себя расходы по его обучению или решит вопрос иным образом.
В ВолГУ ситуация, как выяснилось, диаметрально противоположная. Татьяна Макеева, начальник учебно-методического управления, рассказывает:
– По уставу вуза мы можем перевести студента с платного отделения на бесплатное, если в течение двух семестров он учится только на отлично, что, собственно, и делаем практически каждый семестр. Что касается кризиса, то здесь мы его не ощущаем. Это, скорее, шумиха из Москвы: там год обучения стоит 300 тысяч рублей, у нас – несоизмеримо меньше, всего 80, причем на самом престижном факультете. У нас не было ни одного отказа от обучения, связанного, например, с тяжелым положением бизнеса. Разве что студент может попросить отсрочку платежа не у банка, а напрямую у вуза, и мы удовлетворяем эти просьбы. В крайнем случае можно перевестись с дневного на заочное, где обучение стоит в два раза дешевле. Кроме того, каждое лето студенты-платники могут пересдать вступительные экзамены, с тем чтобы перевестись на бюджет: у них уже и опыта больше, и не так страшно, как в первый раз. Конечно, у нас ограниченное количество бюджетных мест, но они распределены по курсам, так что перевестись можно даже из другого вуза. Летом в приемной комиссии мы вывешиваем имеющиеся вакантные бюджетные места на разных курсах разных специальностей. Даже, к примеру, на 5-й курс к математикам можно перевестись – было бы желание.
Да, с кризисом вплотную столкнулись те, кто может себе позволить платное образование. Бюджетных мест больше не стало, так что не очень понятно, о чем говорили президент и премьер, вещая об антикризисных мерах в вузах страны. Наверное, о московских вузах – им-то оно нужнее…
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2009-03-05
|