Вуз без распределения
Практически в каждом университете есть особые подразделения, занимающиеся вопросами трудоустройства. Раньше они носили более решительный характер, а теперь все более рекомендательный, и в каждом университете название такому явлению дают особое.
Например, в педагогическом университете за вопросы трудоустройства студентов отвечает центр содействия занятости и трудоустройству выпускников, а руководителем его является Николай Иванович Тихоненков. С ним мы и побеседовали о том, как работает система, давно избавившаяся от жестких мер распределения.
– Каким видом трудоустройства – во время учебы или после получения диплома – вы занимаетесь?
– Мы не занимаемся трудоустройством как таковым. Функции нашего центра состоят в содействии трудоустройству. Нам важно, как наш студент умеет взаимодействовать с работодателями, как он ориентируется в юридических аспектах дела. Устроиться на хорошую работу тоже нужно уметь. В процессе трудоустройства происходит профессиональная адаптация. Наша задача создать ситуацию успеха, чтобы наш студент, а потом и выпускник чувствовал себя конкурентоспособным.
– Какова ситуация с трудоустройством студентов?
– В систему содействия занятости выпускников включен целый спектр подразделений различного профиля. Сюда входит центр социально-психологической помощи: работа с абитуриентами, их профессиональной ориентацией, помощь в сложных ситуациях, например, когда студенты поступают сразу на несколько специальностей.
Надо отметить штаб студенческих отрядов, который занимается решением задач вторичной занятости студентов: студент получает незаменимый опыт производственной деятельности и трудовых отношений.
Несомненно, этому помогает и факультет дополнительного образования, который пользуется популярностью, а после лета 2009 года, я думаю, вокруг него поднимется ажиотаж, так как со следующего учебного года вводится обязательная сдача ЕГЭ, и факультет дополнительного образования будет незаменим для выпускников и студентов, которые не хотят сдавать ЕГЭ. Поступление на этот факультет, в режиме получения дополнительного образования, останется традиционным.
Невозможно не упомянуть отдел НИРС. Известно, что высшая школа призвана готовить профессионалов другого поколения. Говоря с пафосом, университет – это кузница научных кадров. Исходя из всего этого наш центр содействия занятости и трудоустройству был бы неэффективен без взаимодействия с научным отделом.
– С какими специальностями, существующими в ВГПУ, самые большие проблемы?
– По нашим данным, работодатели достаточно охотно ждут молодых специалистов. И сказать, что какие-то специальности не пользуются спросом у работодателя, нельзя. Если брать наиболее правдоподобную статистику, то по специальности идут работать 35% студентов. Это довольно высокий показатель, особенно если сравнить его с показателями других вузов.
Выпускник после обучения должен пойти в армию, может пойти в магистратуру, а может и вообще уйти в декрет, и нельзя сказать, что все эти люди ушли из профессии и пошли работать продавцами в «Пятерочку»…
Рынок труда перенасыщен экономистами, менеджерами, юристами, информатиками. Но мы не забываем и того, что сейчас находимся в состоянии демографической ямы, поэтому и педагогов должно быть меньше. Здесь встает проблема, чтобы вообще остаться в профессии, ведь в таких достаточно жестких условиях останутся только самые лучшие. И это тоже хорошо: увеличится конкурентоспособность тех, кто послабее, и уйдут из профессии те, кто не годится для педагогической деятельности. А там и демографический подъем не за горами!
Выпускники ФТС, института иностранных языков устраиваются хорошо. Но не в школе. Они «откидывают» педагогическую сторону своей деятельности. Институт иностранных языков готовит сильнейших языковедов, и выпускники охотно идут работать, например, переводчиками, улетают за границу, работают в коммерческих сферах деятельности.
– Ходит слух, что в скором времени в педагогических университетах введут еще один год обучения – год практической работы, подобие ординатуры в медвузах. Как вы считаете, возможно ли это?
– Нынешнее состояние законодательства в рамках педагогического образования не предполагает такой формы. Такая форма работы была бы наиболее эффективна в обучении бакалавров, которые, отучившись четыре года, не имеют практики или получают ее в минимальном объеме. Возможно, что именно в этом случае такая система обучения будет оправданна. Но к такой форме работы мы должны прийти естественным путем.
Мы благодарим Н.И. Тихоненкова за подробную информацию о работе отдела трудоустройства выпускников и призываем студентов, не впадая в уныние (в сложные периоды жизни), смело обращаться в подобные подразделения в своем университете, где всегда готовы помочь ищущим себя в труде молодым людям.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-03-05
|