Выставка пыток: чтобы люди стали человечнее?!
«Око за око, зуб за зуб», «смерть еретикам и разбойникам!» – этим пронизана вся история человечества. И чем более развитой становится цивилизация, тем более изощренным становится преступление и все более гуманным наказание.
Непонятно одно: почему же человек так кровожаден к себе подобным? Такие мысли вызывает посещение выставки орудий пыток, расположившейся в Волжском музее краеведения.
…У входа – рыцарь в доспехах с приоткрытым забралом, из которого виднеется... череп. Звучит загробная музыка, сопровождаемая охами и стонами. Рядом с ржавыми от времени орудиями пыток – восковые фигуры с опухшими лицами, поломанными костями, выражением мученической смерти на лице… Над экспонатом висит листок, в котором живописуется процесс каждой пытки, иногда для наглядности подкрепляемый иллюстрациями. Тут вам и колесование, и дыба-растяжка, и сажание на кол, и перетирание конечностей веревками – перечислять можно бесконечно. Притом на выставке только русские экспонаты, и более ранняя эпоха наказаний не представлена (вроде котла, где варились преступники, бр-р!).
Мышление палачей было таково: наказание – это следствие преступления. Например, через маску фальшивомонетчика бедолаге, промышлявшему сим ремеслом, вливался в рот горячий металл, из которого он отливал подделки, а печать конокрада – гвоздь с припаянной к нему подковкой – вгонялся в пятку виновника, и тот всю оставшуюся жизнь мог передвигаться только на четвереньках. Во времена царствования Алексея Тишайшего курение считалось колдовством: за это щипцами рвали ноздри. За сквернословие в церкви вырывался язык, а за мат – помимо языка вырывался и глаз…
В слове «наказание» можно увидеть наказ: предостережение другим людям о том, как нельзя делать. Этим объясняются публичные пытки. Так, сторонников Пугачева заводили на специальные плоты, где стояли виселицы, и вешали за ребро так, чтобы они смогли подольше прожить в муках, проплыв до самой Астрахани…
О времена,
о нравы!
Хочется думать, что средневековая жестокость уже в прошлом, и смотрим мы на сии экспонаты, испытывая естественное для цивилизованного человека отвращение…
Оксана Козырева, зритель:
– Конечно, зрелище не самое приятное. Сама я медик, и как представлю, что в те времена все это происходило без антибиотиков...
Однако в книге отзывов – типичные записи: «Спасибо экскурсоводу за такой познавательный рассказ, музыка настраивала на нужный лад, помогала представить все еще ярче. Было очень интересно!»
Господи, люди, очнитесь! Ау-у-у-у! Или это глас вопиющего?!
Александр Гудков, священник:
– Во времена Ветхого Завета люди действительно жили по принципу «око за око, зуб за зуб». Иисус принес себя в жертву и даровал роду человеческому прощение. Так теперь все знают, что если враг ударил тебя по правой щеке, нужно подставить левую.
Агрессивность зависит от того, насколько тот или иной народ близок к церкви... Есть надежда, что с восхождением патриарха Кирилла на церковный престол подобные выставки будут запрещены. Но, к сожалению, по телевизору дети видят и не такое: транслируется много агрессивных мультфильмов, идет пропаганда разврата и насилия. Человек уже практически не заботится о ближнем, он занят только своей карьерой, удовлетворением личных потребностей и амбиций и завидует ближнему, если у того получается что-то лучше.
Михаил Волчанский, зав. кафедрой общей и клинической психологии ВолГМУ:
– Существует несколько теорий возникновения агрессии. Одна из них – биологическая: агрессия у человека в крови. В первобытные времена она шла рука об руку с инстинктом выживания – в дикой природе выживает сильнейший. Тогда же появилось и первое оружие – камень, попавшийся под руку и спасший жизнь древнего человека от свирепого зверя. Но на клеточном уровне существование агрессии не доказано.
Другая модель – социологическая: агрессивность вырабатывается под воздействием агрессивной среды. Полагаю, что те, кому выставка понравилась, – это молодежь в возрасте от 15 до 30 лет, те, кто вырос в
90-е и на ком отразилась перестройка. Любая эпоха перемен, когда царит хаос и неопределенность, вызывают в человеке страх и агрессию.
Что же касается инструментов пыток, отмечу: во все времена внутренний механизм у казней и пыток один. Они являются извращенным удовлетворением человеческой потребности в агрессии – доминанте человеческого поведения. С развитием цивилизации развивается и сам инструмент: так, в древности людей до смерти забивали камнями, а в ХХ веке уже сбрасывали бомбы на целые города.
В наше время агрессия приобретает более скрытую форму, но продолжает существовать. И посещение подобных выставок способно удовлетворять потребность в ней. По той же причине многие любят смотреть фильмы ужасов и играть в компьютерные игры, хотя психологи сейчас склоняются к тому, что подобные развлечения и воспитывают агрессивность.
К сожалению, агрессия изучена плохо. Она скрыта в каждом из нас, формируется социальной средой. Психологи могут бороться лишь с ее последствиями, а это бесконечный и бесполезный труд. Агрессия подобна бомбе замедленного действия, и никто никогда не знает, когда именно она сработает.
Светлана АРХАНГЕЛЬСКАЯ
Опубликовано: 2009-03-05
|