Школьные инспектора: первые достижения
В памяти о школьных годах – образ хулигана, грозы всей школы. Учителя во главе с директором пытались на него воздействовать, вызывая родителей, распекая на школьном совете. Ну а одноклассники его боялись и старались обходить стороной…
Не секрет, что среди подростков большой процент зарегистрированных правонарушений приходится на учащихся образовательных учреждений. Усилия учителей стали более эффективными с появлением в стенах школы представителя закона. Последние десять лет институт школьных инспекторов органов внутренних дел внедрялся во всех регионах России. Это нововведение закрепилось и в Волгоградской области.
Чтобы увидеть своими глазами работу школьного инспектора, мы отправились в лицей
№ 2 Краснооктябрьского района г.Волгограда. Вот уже два года за этим образовательным учреждением закреплена старший лейтенант милиции Екатерина Воронина.
…Сегодня ее рабочий день в лицее начался во вторую смену. Первым делом Екатерина Викторовна проводит обход пришкольной территории, ведь предотвращение террористической угрозы превыше всего! У порога лицея нас встречает охранник, который докладывает о порядке: кто был замечен курящим, кто ругался, кто подрался. Школьный инспектор в тот же день вызовет нарушителей на беседу...
В кабинете вместе с Екатериной Викторовной размещается социальный педагог лицея. «Я считаю это положительным моментом, – говорит школьный инспектор, – часто приходится опрашивать подростков в отсутствие родителей, поэтому участие педагога в качестве третьей стороны необходимо для недопущения давления на ученика, исключения записи ложных сведений».
Екатерина Викторовна спешит к завучу по воспитательной работе, чтобы узнать, есть ли жалобы на учеников со стороны учителей, родителей или самих детей. Ее задача – быстро отреагировать на происшествие. В последнее время многие школы столкнулись с проблемой – периодически на стенах появляются «граффити», рисунки и надписи, и занимаются этим сами школьники. Екатерина Викторовна объясняла «художникам», что данная деятельность незаконна. Приходилось даже вызывать родителей. Милицейская форма и авторитет школьного инспектора действуют безоговорочно – ученики наконец прекратили «художества».
Екатерина с гордостью делилась с нами положительными результатами своей работы. «Один ученик лицея, 8-летний Артем, был втянут в разногласия взрослых, возникшие по поводу жилья, – рассказывает она. – Ребенок отчаянно метался от одной конфликтующей стороны к другой. Не заставили себя ждать и проблемы в школе. Артем уходил из дома, его поведение становилось вызывающим. Чтобы помочь подростку, мною, по ходатайству органов опеки и попечительства и с согласия родителей, подросток был помещен в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних до разрешения проблемы».
Екатерине Викторовне приходилось заниматься и с учеником, склонным к бродяжничеству. Роман тяжело переживал развод родителей, что сильно отразилось на успеваемости. Его мать была даже вынуждена оставить работу, чтобы провожать и встречать сына из школы. «Благодаря совместной работе всех субъектов профилактики подросток больше не уходит из дома, мать устроилась на работу», – перечисляет успехи Романа школьный инспектор.
На переменах, когда школьники радостно выбегают из классов, Екатерина Викторовна также выходит в коридор, но не развлекать ребят, а следить за порядком.
Порой сами ученики доверяют инспектору свои проблемы. Ребят беспокоит недружелюбное отношение к ним одноклассников: кого-то подавляет класс, кого-то обижают отдельные «герои». Семиклассник Дима сейчас настолько влился в коллектив, что Екатерине Викторовне иногда приходится и с ним проводить беседу по поводу нарушения порядка. А ведь совсем недавно тихий подросток осторожно зашел к ней в кабинет и пожаловался на одноклассников: ребята с ним не разговаривали, постоянно толкали и пинали. Екатерина Викторовна пришла в класс и серьезно поговорила с учениками. Ребята сразу поняли, о ком идет речь. Пообещали, что подобного больше не повторится, и приняли Диму в коллектив.
Сейчас перед инспектором, опустив голову, сидит семиклассник Антон. Он и двое его друзей отличились на железнодорожной станции. Как объяснил Антон, они решили там просто погулять, но почему-то были задержаны инспекторами линейного отдела УВД на транспорте. Екатерина Викторовна объясняет об опасности таких «прогулок», заодно напоминая Антону о недавно разбитой им вазе в классе. «Разбитая ваза – это повреждение школьного имущества, а за это предусмотрена ответственность», – старается строгим, но спокойным голосом внушить подростку инспектор.
Все же Екатерина Викторовна признается, что работать со старшеклассниками ей гораздо проще: «Взрослые ребята быстрее осознают, о чем идет речь».
– За два года моей работы в закрепленном за мной учебном заведении ни одним учащимся не было совершено ни одного преступления, – гордится своими достижениями Екатерина Викторовна. – А ведь в лицее обучаются 1300 ребят!
Директор лицея № 2 А. В. Селезнев благодарит школьного инспектора за положительные результаты работы: «Если раньше инспектора подразделения по делам несовершеннолетних посещали учебные заведения по графику, то с появлением в нашем лицее школьного инспектора множество проблем с подростками удалось сократить».
– Наша задача – профилактика преступности с начальной школы, чем раньше начнет проводиться работа с подростками, тем эффективнее результат, – отмечает подполковник милиции Н. И. Калмагорова, начальник подразделения по делам несовершеннолетних ГУВД по Волгоградской области.
К сожалению, искоренить подростковую преступность полностью невозможно, но сократить ее и по возможности предотвратить под силу школьному инспектору!
Школьный инспектор, в отличие от инспектора
по делам несовершеннолетних правонарушителей, призван отвечать за детей, которые обучаются непосредственно в учебном заведении, будь то школа, лицей либо среднеспециальное образовательное учреждение. Он пропагандирует в учебном заведении правовые знания, так необходимые
в современном обществе, участвует в проведении родительских собраний и классных часов, да и всех мероприятий, где участвуют дети. Особое внимание школьные инспектора должны уделять недопущению распространения алкоголизма и наркомании
в подростковой среде, работе с прогульщиками.
Сейчас в школах Волгограда и области (во всех ее районах!) работают 98 школьных инспекторов. Результат их деятельности – за прошедший год снят с учета в подразделениях по делам несовершеннолетних 171 подросток, количество преступлений среди учащихся школ Волгоградской области снизилось более чем на треть! Школьными инспекторами раскрыто 88 преступлений, совершенных как несовершеннолетними, так и в отношении них. 133 подростка, нуждающихся в поддержке государства, благодаря своевременной помощи школьных инспекторов помещены в учреждения социального обслуживания и здравоохранения.
Ольга НИКИФОРОВА
Опубликовано: 2009-03-05
|