Нитки излечат ваши нервы
Мода на хобби возвращается. Все натусовались, а путешествовать не у всех есть деньги, поэтому волгоградцы повально танцуют, катаются на роликах, выращивают цветы и фотографируют. Одно хобби отвлекает, другое расслабляет, третье помогает держать себя в физической форме.
Рассказав о своем хобби в редакции, я была обречена на сто вопросов от коллег: «Алена, ты? Кружева?» Да, я плету вологодские кружева. При помощи коклюшек, ниток, иголочек и на соломенном барабане. Научилась этому в юности, когда пошла в кружок по вышиванию. Однажды наша руководительница вынесла из кладовки круглое нечто и начала перебирать палочками, оставляя за собой воздушный узор. Мы были сражены. И больше пяльцы в руки не брали: попросили купить нам барабанов, коклюшек и тоже начали плести. Начинали с четырех коклюшек и простых «плетешков» и «листиков», а закончили шестнадцатью, с включением люрекса и самыми разными рисунками: от скатертей, которые плетутся в несколько кусков, а потом сшиваются до жилеток, выполняющихся таким же образом.
Заморские узоры
Наша руководительница Татьяна Пономаренко увлекла нас еще и интересными рассказами. Оказывается, вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных именно вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде (хотя михайловское цветное кружево в России не менее популярно). Откуда пришел к нам этот промысел, неясно до сих пор. Исследователи дают противоречивые ответы на этот вопрос: Голландия, Германия и даже Испания. Известно лишь, что чей-то корабль привез в Россию первое драгоценное кружево (в прямом смысле этого слова, так как оно было сплетено из золотых нитей и предназначалось для особ из высшего света). Но с тех времен вологодское кружево плетется, как правило, белыми нитками. В деревнях мастерицы-кружевницы начинали заниматься плетением с ранних лет. Взрослая кружевница получала в год 20 рублей, по тем временам деньги вполне приличные…
Эксклюзив-хобби
Я успела поездить по многим выставкам народных промыслов, а так как вологодско-кружевное ремесло очень редкое, нас всегда сажали по центру экспозиции, мы красили реснички, заплетали косы, и от телевизионщиков не было отбоя.
Это хобби до сих пор со мной. Почему? Во-первых, деревянные коклюшки, при хорошей технике, журчат в руках при работе дивной мелодией – огромное аудиальное удовольствие. Во-вторых, моторика: я еще не умела печатать на компьютере, но как только села, скорость печати сразу заставила всех удивиться, а сейчас я и вовсе печатаю быстрей, чем думаю и говорю. В-третьих, многие рисунки – своеобразные кроссворды, даже сложнее: надо сориентироваться, в какую сторону плести, где сделать круг, чтобы рисунок замкнулся. Порою бывает, больше сидишь и стрелочки в уме рисуешь, чем над самим изделием работаешь. И когда все получается, ощущение, как будто ты доказала теорему Ферма! В-третьих и в главных, только это занятие может отвлечь от всего и полностью выключить голову. Все мысли об узоре, об иголочках и том, правильно ли лег люрекс. Проблемы и плохое настроение сдаются и отступают.
…Соломенный барабан, правда, я себе купить не смогла, пришлось приспособить огромную плотную подушку, перевязанную «валиком», рисунков набрала у учительницы-мастерицы, а восемь пар коклюшек отхватила на ярмарках много лет назад. Но, что интересно, я часто встречаю столь популярную нынче винтажную одежду, имитирующую рисунок вологодского кружева. К слову, в свое время на выставке можно было продать свои изделия. А так как хэндикрафт всегда дорого ценился, я могла приобретать себе, к примеру, сумочку по курсу одна сумочка за три небольшие салфетки. Ну а фурор, который производит такое среди знакомых, не сравнится ни с каким, пардон, вышиванием крестиком и фотографией.
Алена ПРОКУЛАТОВА
Опубликовано: 2009-02-26
|