Охота – это честная игра для настоящих мужчин и... женщин
Как думаете, водятся ли в Волгоградской области ласки и барсуки? А енотовидные собаки? А что это за птица – вихляй? Я бы никогда не узнала всех этих краеведческих тонкостей, если бы не побывала в Городище в местном отделении Волгоградского областного общества охотников и рыболовов. Моими гидами по вопросам охоты стали Мария Кузнецова, чей охотничий стаж насчитывает больше двадцати лет, и председатель общества Игорь Бугаев, который впервые на самостоятельную охоту отправился лет в 14...
– Мы жили под Нижним Чиром, а я учился в седьмом классе, когда отец, заядлый охотник и рыбак, впервые доверил мне свое ружье, собаку, которую звали Туман, и отпустил на охоту, – рассказал Игорь Анатольевич. – И в тот первый раз мне несказанно повезло: я добыл одного зайца и лису. После этого с ружьем я уже не расставался. Даже с Марией Васильевной мы познакомились на охоте...
А дело было так: я приехал поохотиться на Гусиное озеро, что находится под хутором Вертячий. Смотрю: неподалеку стоит приятная женщина в кепочке и с ружьем. Иронично спрашиваю: «А вы тоже охотница?». Она мне: «Ага!». Тут поднялась стая уток. Она – бах-бах-бах! Несколько уток падают с моей стороны. Я ей: «Уважаемая, позвольте! Вы хоть через одну пропускайте, а то мне ничего не достанется!». Тут опять летят утки, и уже я – бах-бах-бах! Теперь с ее стороны падают несколько уток. Тогда и она мне говорит: «Слышь, ты тоже через одну пропускай!». Так и познакомились...
– Мария Васильевна, вопрос, который давно вертится у меня на языке. Ходить на зверя, приносить добычу в дом – это удел мужчины. У женщины другое предназначение: обустраивать очаг, создавать уют, давать жизнь... Вам, как женщине, не жаль убитую на охоте добычу?
– Жалко раненую. Потому что помочь ей бывает не всегда возможно, а выздоровеет ли в лесу сама – это большой вопрос... Что касается охоты и добычи, то отвечу так: никому из взрослых людей в голову не приходит плакать по убитым ради пищи домашним животным: коровам, курам, уткам, гусям, кроликам... Хотя они доверяют человеку, выкормлены им и даже не имеют шанса убежать... А на охоте игра ведется честная: есть охотник с ружьем, есть добыча, у которой есть возможность либо уйти, либо спрятаться. Кстати, я выросла в селе, и нас у мамы пятеро было. Так вот, я головы курам-петухам лет с десяти рубила. А что делать? Младшие братья отказываются, а обед варить и семью кормить надо. На хозяйстве я за маму оставалась... Кстати, я все детство свое в штанах провела. Меня от мальчиков внешне только косы отличали, которые мама категорически запрещала стричь. Как-то приехала тетя из Пятигорска и подстригла меня под каре. Вот я радовалась! А мама такой скандал устроила – ой-ой-ой! После этого я волосы стричь только лет в тридцать решилась.
– Заметьте, у охотников не употребляется слово «убить». Говорят, я сегодня взял зайчика или лисичку, – добавил Игорь Анатольевич. – В день охотник может подстрелить одного зайца. Другое дело – браконьеры! Особенно те, что охотятся «из-под фар».
– И много таких случаев в Городищенском районе?
– Да не то слово! Похоже, вся центральная и северная части Волгограда съезжаются в Городище, чтобы ночью пострелять из-под фар! – возмущается Мария Васильевна. – И механизм такой: кормятся, например, зайцы на каком-нибудь поле ночью. Зеленую травку из-под снега выкапывают, слушают: не идет ли кто? Тем временем подъезжает несколько машин с включенными фарами, ослепленные зайцы кидаются в разные стороны и... их буквально расстреливают из ружей. Какая же это охота? Это чистой воды убийство беззащитных животных!
– На охоту ходят до определенного возраста?
– Охота возраста не имеет, – говорит Мария Васильевна. – Скорее это вид спорта. Проверка на прочность. Попробуй-ка целый день побегать по балкам, горам, постоять в холодной воде или на ледяном ветру! И наградой для охотника является не столько добыча, сколько адреналин, который он испытывает на охоте! Ведь радость вызывает просто меткий выстрел. Кстати, самым пожилым охотником, зарегистрированным в Волгоградском областном обществе охотников и рыболовов, можно считать дедушку 1937 года рождения, который побывал в немецких концлагерях, но, несмотря на жизненные передряги, вполне бодр и очень азартен. Просто умеет жить вкусно!
– А много ли зарегистрировано женщин-охотниц?
– Совсем немного. Со мной – шестеро. И самая молодая из них – 1973 года рождения. При этом ее муж не охотник. Она ездит с друзьями.
– Ребят, а на волка вы ходили?
– А как же! Вон сколько фотографий с трофеями. Дело в том, что отстрел волков даже приветствуется, потому что они нападают на стада и на диких животных. И в нашем регионе отстрел волков человеком – это единственный фактор, который сдерживает их поголовье в разумных пределах. Кстати, поощрение охотнику за убитого волка равняется двум тысячам рублей.
– Главное правило безопасности на охоте?
– Их несколько, – начал рассказывать Игорь Анатольевич. – Например, нельзя стрелять ниже человеческого роста (можно попасть в человека, который, например, выслеживает уток и притаился в камышах), нельзя стрелять в неопознанную мишень (однажды так много лет назад молодые охотники подстрелили бомжа в лисьей шапочке), нельзя бросать заряженное ружье где попало (может само выстрелить либо кто-то может им воспользоваться без спросу). Словом, оружие – это серьезно. И с ним надо обращаться ох как аккуратно!
– Мария Васильевна и Игорь Анатольевич, поделитесь самой большой вашей охотничьей мечтой...
– На самом деле любой охотник очень трепетно относится ко всему живому. И самой нашей большой мечтой является, чтобы люди перестали относиться к природе как к неживой. Ведь в основном именно охотники-энтузиасты подкармливают животных зимой, спасают их от браконьеров, лечат, считают поголовье... И когда так же хорошо к животным будут относиться все, то... Тогда мы станем ну очень богатым регионом!
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-02-26
|