Все люди – братья!
Религия всегда была одной из важнейших составляющих жизни общества. Вера в Бога выполняла функцию былинной «мертвой воды»: объединяла разрозненные куски в единый социальный организм.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления ВАГС В.В. Бганцев считает, что религия является одним из важнейших факторов, влияющих на стабильность общества: «Уровень социальных рисков зависит от уровня духовной безопасности населения. Необходимо признать, что уровень духовной безопасности в российских регионах продолжает оставаться достаточно низким: преобладающие в обществе ценности основаны на эгоизме (индивидуализм, утилитаризм, интолерантность, отчуждение)... Религия приобретает роль фактора социальной устойчивости, когда деятельность религиозных организаций оказывает позитивное влияние на качество социальных отношений».
Большая заслуга религии заключается в том, что она помогает преодолеть этнические ограничения. Так полагает А.Н. Леонтьев, кандидат философских наук, зав. кафедрой «Политология», ВолгГТУ: «Этнос – народ – нация являются формой общественного бытия, а религия является формой общественного сознания... Но сама религиозная система, как и этнос, не обладает внутренней однородностью. Существуют мировые религии, внутри которых выделяются конфессии, внутри которых, в свою очередь, существуют толки, ереси, секты. Плюс не поддающиеся систематизации традиционные верования... Религия позволяет преодолеть этнические ограничения. Как утверждает апостол Павел: «Нет ни эллина, ни иудея, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Единой религиозной системы, увы, не существует – у каждого народа свои представления об устройстве мира, табу, священные животные. Кто-то ест сало, а для кого-то свинья является «позорным животным», а кто-то вообще мяса не ест. Поэтому всяким непорядочным властьимущим людям выгодно разыгрывать карту «священных войн». Вспомните Крестовые походы: Гроб Господень послужил лишь поводом для развязывания кровопролитных войн. На самом деле миссионеров интересовали сарацинские «зипуны» – несметные богатства.
Другая причина религиозной вражды – замкнутость большинства религиозных систем. Когда «Божий глашатай» делит людей на «ближних» и «дальних», «гоев» и не-«гоев», «правоверных» и «язычников» – это вызывает совершенно справедливое возмущение со стороны тех, кто оказался записан «во второй сорт». Кому приятно быть «недочеловеком», правильно?
Третья причина – иллюзия доктринального превосходства. Подливают масла в огонь всякие толкователи, высасывая из пальцев теории «религиозного превосходства», утверждая, что договоры, заключенные с иноверцами, не имеют никакой «юридической» силы. Богомольные бабки и прочие фанатики с пеной у ртов доказывают, что иноверцы «не спасутся» и не попадут в рай.
Все это мешает процессу стабилизации межэтнических отношений.
Я не утверждаю, что земному населению нужна какая-то общая планетарная религия (типа «Розы мира» Даниила Андреева). В нашей Конституции прописано черным по белому: «Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания». Пусть хоть гигантскому чайнику поклоняется! Лишь бы «ведьм» на кострах не сжигали и не творили мерзостей в чужих храмах. Верь, но не напрягай других. Просто нужно устранить причины возникновения разногласий на религиозной почве и создать все условия, чтобы представители разных конфессий могли мирно существовать на одной территории.
Наши религии
Ю.Т. Садченков, заведующий отделом по связям и содействию религиозным организациям аппарата главы администрации Волгоградской области: «По состоянию на 04.12.2008 года, в соответствии с государственной регистрацией, на территории Волгоградской области действуют 387 религиозных организаций – юридических лиц, которые представляют 21 вероисповедание. Из них христианские религиозные организации составляют 93%, включая 61% православных организаций. Мусульманские религиозные организации составляют 4,7%. Несмотря на столь значительную статистическую разницу, наш отдел уделяет равное внимание как православным, так и мусульманам... Социологическое исследование, проведенное ВолГУ в рамках концептуального определения факторов стабильности религиозной ситуации, выявило положительные факторы, влияющие на религиозную ситуацию в Волгоградской области. Среди этих факторов большая часть опрошенных назвала:
• отсутствие религиозных столкновений и распрей,
• свободу вероисповедания,
• наличие разных вероисповеданий,
• терпимость к религиям.
Из общего числа респондентов, назваших себя верующими, 67,9% отметили необходимость равноправия религиозных организаций. Самый высокий уровень толерантности по отношению к другим показали мусульмане – 90,4% из них выступают за равноправие религий».
М.А. Павленко, специалист аналитического отдела Фонда «Институт экономических и социальных исследований»: «Особенности религиозной ситуации в Волгоградской области обусловлены ее пограничным положением с Казахстаном, Северным Кавказом и Закавказьем…. многоконфессиональным и полиэтничным составом народонаселения области, миграционными процессами. В регионе представлены такие направления, как православие, католицизм, ислам, иудаизм, протестантизм, буддизм и другие религиозные движения. Всего в области – около 20 вероисповеданий. В нашем регионе созданы благоприятные условия для работы религиозных организаций. Растет число культовых зданий различных конфессий, образовательных и благотворительных учреждений, работают религиозные СМИ. Возможность законного существования и функционирования данных организаций позволяет уменьшить число конфликтов на религиозной почве и достичь относительно устойчивой толерантности. Можно говорить о тенденции к стабилизации религиозной ситуации в Волгоградском регионе, что находит выражение в снижении темпов прироста новых религиозных организаций. Основная их часть была зарегистрирована в период с 1997 по 2000 годы, поэтому в ближайшее время, по всей видимости, изменения религиозной палитры области не предвидится».
Вместо вывода
Один из протестантских деятелей, руководствуясь фразой «все люди – братья», выдвинул интересную теорию. Все люди на самом деле родственники, потому что имеют общих предков – Адама и Еву. Все мы, получается, дальние родственники, поэтому и не должны враждовать! Наоборот, обязаны всячески друг другу помогать.
И еще один убедительный аргумент: представления о «хорошем и плохом», «добром и злом» во всех религиозных системах примерно одинаковые. Различаются только внешние атрибуты – символы веры, системы обрядов, молитвы, формы одежды. Суть одна. Бог один. И хорошие люди есть везде.
Армен КАРАПЕТОВ
Опубликовано: 2009-02-26
|