Медаль из чистого самоварного золота
В последние годы число медалистов среди выпускников составляет в среднем 6%.
Есть регионы, где этот процент доходит до 10, а на юге России – даже до 15%!
Борьба за медаль в выпуск-ных классах разворачивается нешуточная. Речь не в
драгметалле (золота всего-то 0,3 грамма, кстати, лет 60 назад медали были куда
весомее: вес чистого золота превышал 10 граммов), а в драгоценной привилегии,
которую дает золотая медаль при поступлении в вуз. А где есть привилегия, всегда
найдется возможность для нарушения правил. В итоге возникает недоверие к школьному
«золоту», которое, по мнению многих экспертов, порой оказывается вовсе не «той
пробы».
Льготные дети
Нынешним претендентам на выпускное «золото» остается сожалеть о тех временах,
когда авторитет золотой медали в вузах страны был безоговорочным. Уже в конце
50-х годов медали перестали учитывать при поступлении в институт. Потом эту
льготу медалистам вернули. До сих пор они могут поступать в вузы, сдав на «пятерку»
первый экзамен. И вот над ними вновь сгущаются тучи.
Масла в огонь подлила статистика поступления медалистов в вузы. Иной раз она
действительно вызывает сомнения в том, что «высшая проба» заслужена. Так, на
ведущих факультетах МГУ число заявлений, поданных от медалистов, почти составляет
количество бесплатных мест или даже превышает их. Однако в прошлом году на первом
экзамене подтвердили свою медаль и были зачислены (то есть сдали первый экзамен
на «отлично») только 5% абитуриентов. Остальным же пришлось включиться в дальнейший
вступительный марафон. И лишь 60% медалистов из тех, что подавали заявление,
стали студентами МГУ.
Поэтому у преподавателей вузов есть все основания считать, что престиж медали
падает и что требования к претендентам на золотую медаль необходимо ужесточить.
Поэтому обладателей высшей школьной награды и проверяют с таким пристрастием.
Вот конкретный случай. Медалистка получила на журфаке МГУ за сочинение «двойку».
И, уверенная в качестве своих знаний, подала на апелляцию. Когда она предстала
перед строгой комиссией во главе с деканом журфака Ясеном Засурским, ей сообщили,
что работа «слишком зрелая», читай – явно списанная, с многочисленными цитатами
из французских просветителей,которые просто невозможно запомнить. Тогда девушка
принесла из библиотеки тома Вольтера и Руссо и цитировала их произведения наизусть
целыми страницами. Пришлось комиссии исправить оценку на «пятерку».
С севера на юг
В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения увеличивается
по мере продвижения с севера на юг. По статистике последних лет, на Сахалине
получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области –
каждый 253-й, в Саратовской –158-й, в Ростовской – каждый 55-й, в Республике
Ингушетии – каждый 39-й, в Ставропольском крае – каждый 29-й, в Кабардино-Балкарской
Республике – каждый 18-й.
Что скрывать, нередко золотые медали превращаются в ходовой товар: предприимчивые
директора пытаются делать свой «маленький бизнес». Недавно стало известно о
случае торговли медалями в школе №5 г. Шахты.
А потому чрезвычайно значима независимая оценка качества знаний медалистов.
В этом году в медальные комиссии регионов представлены не только выпускные сочинения
претендентов на медаль, но и результаты ЕГЭ по русскому языку.
У этих «золотых» новониколаевцев еще все впереди
По материалам «Российской газеты»
Опубликовано: 2004-07-01
|