Огонь, вода и медные трубы олимпиады
Это особенный мир с ночными чтениями дополнительной литературы, невыносимой зубрежкой, занятиями после уроков, вечным поиском информации и переживаниями по поводу занятого второго места, когда хотелось первого. На этих ребят косо посматривают не только одноклассники, но и многие преподаватели, потому что те, кто поднимает рейтинг школы, по иронии судьбы реже других появляются на уроках и частенько слишком много знают того, вместо чего можно было бы учить программу. Они – «олимпиадники». Дети, принимающие участие в олимпиадах, совершенно не похожи друг на друга: у всех различные интересы и увлечения, склад ума и цели.
…Даже организаторы выделили из толпы и попросили запомнить одаренную старшеклассницу. Анастасия Немцева, ученица 10-го класса лицея № 5 Волгограда, действительно отличается от остальных ребят чересчур серьезным выражением лица, не по-детски нахмуренными бровями и эпикурейским спокойствием. Особый интерес к Анастасии вызван тем, что в этом учебном году она стала призером и победителем трех олимпиад регионального уровня (по математике, физике и обществознанию), а на районном уровне их было еще больше! Получилось даже так, что два экзамена (математику и физику) девочка писала в один день, разделив отведенное на написание работы время пополам. Все началось в 5-м классе с математики, на олимпиаду по которой Настя пошла просто так, ради интереса, говорит, что с учителем повезло, и она стала ходить в кружок. А потом затянуло. В десятом классе она взяла на себя много предметов, потому что нет итоговой аттестации, и значит, можно больше времени уделить дополнительным занятиям. Настины успехи объясняются и очень большим участием в ее учебе папы.
Анастасия учится в форме экстерната, поэтому, занимая призовые места на олимпиадах, она сдает меньше экзаменов – по этим дисциплинам ей ставят отметку автоматически. Пока для нее это главный плюс олимпиад, потому что о льготном поступлении она не думает. Просто учит и все. Можно сказать: живет этим.
Мало олимпиадников, которые занимаются «грызней гранита наук» постоянно и совершенно не развлекаются: эта среда очень интересна для общения, долгих ночных разговоров на всеросах, для новых знакомств и веселья в интеллектуальном кругу.
Со мной в этом согласны ученицы 11-го класса 129-й школы, призеры по обществознанию, Евгения Таланова и Маргарита Плаксина. Они видят в олимпиадах способ самоутвердиться, узнать что-то новое, «знать, что что-то знаешь». «Очень интересно приехать домой после олимпиады, когда не смогла ответить на какие-то вопросы, и искать их, пополнять багаж знаний», – говорит Женя. Им хочется выйти на Россию – это даст дорогу в столичные вузы, в Петербург, а в науку с головой уходить не хочется: это больше средство, нежели цель. Девочки стараются совмещать учебу, развлечения и личную жизнь так, чтобы одно не мешало другому. И готовятся они, не особенно надрывая организм, изучая то, что интересно, то, что нравится (например – философию). Девочки утверждают, что подготовка в основном зависит от учителя, каким образом он подойдет к делу. Рита признается, что хотелось бы поменьше проблем. И тут они взахлеб начинают рассказывать о том, как относятся к олимпиадникам учителя, что не все это понимают, злятся, все нужное порой приходится учить самому. А в некоторых школах класс не принимает и не понимает тех, кто участвует в олимпиадах, считая их ботаниками. Иногда дело доходит даже до бойкотов! Конечно, это глупо, потому что это такие же обычные ученики, которые всего-навсего интересуются и знают чуть больше.
В основном в олимпиадах, особенно по предметам гуманитарного цикла, участвуют девочки, но если уж встречаются среди них мальчики и если уж это областной уровень, то это те люди, которые прекрасно разбираются в своей дисциплине и знают, чего хотят.
Вениамин Медведев, учащийся 11-го класса лицея № 10, занял первое место по истории. Сейчас он еще не знает, проходит ли на всерос, но надеется туда попасть. Началось все в 9-м классе, когда ему предложили поучаствовать в олимпиаде, и он занял третье место, затем было второе… Олимпиады – это и есть его увлечение, поэтому он с удовольствием тратит много времени на подготовку, но ничего особенного не делает: читает книги и выполняет экзаменационные задания. Историком он становиться не хочет, но уверен, что обществознание, право, история обязательно пригодятся ему в жизни.
– Помимо этого олимпиады – это возможность проверить знания, выявить в них пробелы, что-то подучить, – признается Вениамин, – а от побед я получаю моральное удовлетворение.
На то, что девочек больше, чем мальчиков, Вениамин внимания не обращает, впрочем, как и на все сложности. Здесь – только он и его любимая наука.
Те, кто «развязался» с этим делом, порою скучают. К примеру, Вячеславу Логинову, бывшему победителю множества олимпиад по биологии (также всероссийских), звезде лицея № 10, ныне студенту факультета фундаментальной медицины МГУ (туда он поступил без экзаменов как раз благодаря олимпиадам), хочется вернуться в 11-й класс и поучаствовать еще потому, что ему очень нравились те эмоции. В свое время он усиленно готовился днями и ночами, читал книги, занимался дополнительно чуть ли не каждый день, ездил на учебно-тренировочные сборы в Москву, где читали лекции маститые преподаватели, даже забросил увлечения и с девушкой виделся раз в месяц, но все это доставляло ему удовольствие. С преподавателями и сверстниками проблем не было, родители понимали, общался больше всего с теми, с кем готовился, но результат налицо: он счастлив, идет к своей цели, ничего не хочет менять, а тем, кто сейчас героически отстаивает честное звание олимпиадника, советует «пожертвовать своим временем и развлечениями, ибо это того стоит». Так что – учитесь, учитесь и учитесь…
6 февраля в ВолГУ прошло закрытие региональной олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла. В этом году произошли некоторые перемены: изменились критерии оценки знаний тех, кто будет участвовать во всероссийской олимпиаде. Теперь на Россию выходят не те, кто занял первые места в области по своим дисциплинам, а те, кто набрал достаточное количество баллов. Будет установлен единый проходной балл для жителей всех городов, и в связи с этим из одной области на главной олимпиаде могут оказаться несколько детей (даже те, кто не занял первого места), а возможно и такое, что не поедет никто. Все это начинает напоминать «любимый» всеми нами ЕГЭ… Участники олимпиад еще не знают, как на это реагировать, потому что ситуация складывается двоякая, и неизвестно, что из этого выйдет.
15 февраля стало последним днем занесения всех финалистов во всероссийскую базу данных. Те, кто попали туда, стали известны всей стране и будут иметь возможность не сдавать экзамен по своему предмету при поступлении. А 120 российских вузов готовы принять победителей всероссийской олимпиады на льготных условиях.
Екатерина КРАВЧЕНКО
Опубликовано: 2009-02-19
|