Ловкие уловки
Случается, что предвыборные штабы кандидатов для формирования выгодного им мнения электората применяют не совсем честные методы. В этих поступках, как правило, нет ничего противозаконного, но в них всегда присутствует доля обмана. Бдительному избирателю следует помнить: безобидная с виду ситуация может на самом деле оказаться попыткой тайной агитации.
Простой пример. К вам домой приходит гражданин N, решивший баллотироваться на предстоящих выборах, и просит поставить подпись в его поддержку. Ситуация обычная: для регистрации в избиркоме потенциальный кандидат должен либо представить определенное количество подписей жителей своего округа, либо внести денежный залог. Исключение – кандидаты от партий, имеющих представительство в Госдуме.
Но внимание! «Шлагбаум» опустился еще 14 января. Все, кто успел собрать документы в полном объеме, уже стали официальными кандидатами. Так что визит «кандидата в кандидаты» (либо его доверенного лица) – это завуалированная попытка познакомиться с вами, как с представителем электората. Ну и по возможности повлиять на ваше мнение. Необязательно «сборщик подписей» станет агитировать вас за того претендента, для которого «собирает автографы». Может быть и наоборот. Это окажется представитель конкурирующей стороны, который «случайно» проговорится, что N когда-то имел проблемы с законом, бросил жену с тремя детьми или совершает другие ужасные поступки...
Псевдоподкуп
Вам вручается не очень дорогой презент: бутылка спиртного, дешевая техника либо что-то еще в том же духе. Даритель заверяет, что это безвозмездный гостинец от кандидата N. Вместе с подарком вы получите и имитацию полиграфической продукции кандидата: открытку или листовку. А вскоре после вручения на вас обрушатся лжежурналисты, требующие рассказать, как N пытался вас подкупить дешевой водкой, китайской техникой. Шумихи будет столько, что вы навсегда дадите себе зарок не голосовать за N и убедите не делать этого всех соседей и знакомых. На ваш домашний номер телефона звонит обходительный представитель предвыборного штаба кандидата N. Он интересуется, получили ли вы причитающийся вам экземпляр бесплатной газеты (приглашение на концерт, презент и т.д.). Представитель штаба очень удивляется, что до вас не дошла их «небесная манна». Он подробно описывает все прелести подарка. Затем, посетовав на отвратительную работу почты, обещает сделать все возможное, чтобы презент нашел-таки владельца. Рассыпавшись в наилучших пожеланиях, агитатор прощается, чтобы навсегда исчезнуть из поля вашего зрения.
На самом деле ничего бесплатного в ваш адрес и не высылалось. Таким дешевым способом создается видимость щедрой благотворительной деятельности кандидата N.
Нечаянно...
В хорошо завуалированном виде труднораспознаваем, а потому высокоэффективен. Во время одной из последних кампаний его использовали противники кандидата, руководящего крупным заводом. Они распространили от имени ничего не подозревающего конкурента листовки – обращения к жителям. Директор завода якобы извинялся за вредные выбросы, произошедшие на его предприятии, просил жителей потерпеть неудобства... На самом деле никаких вредных выбросов не было, да и кандидат о «своем» обращении узнал вместе со всеми жителями. Граждане в итоге разобрались, что к чему, но, как говорится, «осадок остался»...
Социологические исследования в период избирательной кампании дело важное, но при условии, что общественное мнение изучается солидной исследовательской организацией. В противном случае опрос может стать лишь поводом для тайной агитации. Одно дело – нейтральные вопросы на тему ваших политических пристрастий и совсем другое – формулировки в духе: «Присоединяетесь ли вы к большинству ваших земляков, не желающих голосовать за кандидата N?». Любая эмоциональная окраска вопроса или формулировка, несущая информацию о кандидате или партии, свидетельствует о тайной агитации.
Опубликовано: 2009-02-19
|