Что за удовольствие – искать папоротник?
Игривое настроение объединяло людей, которые собрались, чтобы отпразд-новать
день Ивана Купалы. Пока на Набережной молодежь слонялась от бутылочки пива к
кустам и обратно, на берегу Дона проходил настоящий День молодежи (в старину
он назывался праздником Ивана Купалы). Подходящее место предоставила организация
«Природный парк Донской», а зрелища – клуб военно-исторического фехтования «Гильдия».
Сперва лагерь напоминал индейское поселение: среди травы в пол человеческого
роста затерялись палатки, похожие на индейские типи. Но вскоре поляну утоптали
парни, которые готовили к празд-нику все необходимое. По соседству с палаточным
городком они поставили бревно с вырезанными кольцами (идола Велеса), разложили
костер подле него, чуть дальше их умелые руки установили идола Рода, украшенного
таинственными знаками, и – другой костер. Недалеко поставили срубленную березку
и куклу Ярилы (нечто вроде веника с кастрюлей на голове). Березка и кукла образовали
«супружескую пару», их связали нарядными лентами, которые означали брачные узы.
Тем временем девицы неторопливо плели венки из цветов и трав. К вечеру они нарядились
в белоснежные одежды и пахучие венки, что их сказочно преобразило. Издалека
девы напоминали привидения, а вблизи выглядели настолько чистыми и непорочными,
что вообще казались неземными созданиями. Картину давно минувших дней дополнили
парни в расшитых рубахах. А вскоре после заката солнца начался праздник.
Сжечь «жениха»!
Участники сгрудились вокруг костра и идола Рода. Наиболее важные персоны на
этом празднике произнесли купальские обращения к Роду, а затем пустили по кругу
сосуд с крепким пивом. Перед тем, как отхлебнуть из общей чаши, каждый участник
произносил подобие тоста: «За благополучие в семье», «За здоровье близких» и
т.д. Затем девушки побежали к «супружеской паре», принялись наряжать березку
лентами, обсуждая жениха и будущую свекровь, а парни что-то замышляли в сторонке.
Неожиданно один из них бесцеремонно выхватил «невесту» из объятий «жениха» и
помчался к реке. Когда подружки «невесты» догнали озорного парня, купальское
деревце уже погружалось в воду, лишь несколько отломленных веточек остались
в руках довольных парней. Чтобы отпраздновать победу, парни подожгли второй
костер, бросили туда «жениха» и от души выругались, как и положено по традиции.
Когда пламя костра уменьшилось, молодцы стали показывать свою удаль: боролись
на кулаках, прыгали через костер, а самые отчаянные «ходили по углям» – сгоревшим
бревнам, которые лизали последние языки пламени. Девушки тоже охотно сигали
через костер, но вскоре придумали себе иное занятие и побежали на берег.
Иной клад
Когда-то поселения славян состояли из одной семьи. Чтобы не выходить замуж
за родственника, девицы плели венки в ночь на Ивана Купалу, клали их вместе
с горящими свечами на небольшой плот и пускали вниз по реке. В это же время
вдоль берега реки бродили холостые парни и вглядывались в воду. Если им удавалось
поймать венок, они знали, что где-то выше по течению есть незамужняя девушка.
Как далеко находится ее деревня, судили по тому, насколько сгорела свеча. Обычно
плот успевал проплыть десятки километров, прежде чем его вытаскивали на берег.
После этого парень отправлялся на поиски хозяйки венка. Отсюда и повелась поговорка
«за тридевять земель».
Позже венки стали бросать в воду, чтобы узнать судьбу. Если венок прибивало
волной к берегу, это означало, что в этом году девушка выйдет замуж, если уплывал
по течению – значит, не пришло время быть невестой, а коли уходил под воду –
быть хозяйке на смертном одре.
Современные девицы побросали венки в воду и принялись водить хороводы вокруг
костра. Вслед за ними прибежали парни с мокрыми венками и предложили отдать
улов в обмен на поцелуй. Девушки как будто того и ждали…
На этом обряды старых времен заканчивались, но в эту ночь спать никто не ложился.
Кто-то продолжал веселиться у костра, а кое-кто шел искать папоротник. Считалось,
что на Ивана Купалу безумно красиво цветет папоротник, причем на том месте,
где зарыт клад. Но найти растение дано не каждому, для этого нужно знать маленькие
хитрости и специальные слова.
Особенно активно на поиски папоротника пускались холостые парни и девушки. Собственно,
предыдущие обряды были для них любовной прелюдией. Молодые люди показывали себя
и приглядывались друг к другу, а в лес, на поиски папоротника, расходились уже
парами. Конечно, клад никто не находил, зато получали удовольствие…
Инна Котлярова
Опубликовано: 2004-07-01
|