Эконом-период жизни
Стабильности в мире не было и когда снимали фильм «Москва слезам не верит», и сейчас, когда постоянство наблюдается весьма условно. Ну, разве что стабилен рост цен.
Во время кризиса ценовые колебания как нельзя некстати: заработную плату на многих предприятиях, в том числе и государственных, задерживают. У «серозарплатчиков» конвертов с купюрами не было с ноября, а то и с октября.
О вариантах экономии на мелочах и крупных вещах «Молодой» поговорил с Андреем Полевым, региональным представителем московской экономической компании «Свет-building».
– Андрей, как отра-зился кризис на вашей компании? Сотрудников сокращают?
– Нет. Но планируемых расширений нет. Региональные отделения не открылись, вот в этом главное последствие кризиса. На самом деле далеко не все компании идут на увольнения. Дело в том, что по трудовому кодексу работодатель должен заранее уведомить о грядущих сокращениях. А если спонтанно уволит – на него штраф наложат. Понятно, что такое никому не выгодно.
– Ну а сами сотрудники как реагируют?
– У большинства зарплаты зависят от процента выполненной работы. Понятно, что когда заказов мало, то даже о прежнем уровне дохода говорить глупо. Так что люди находят варианты экономии.
– Это голодовка и общественный транспорт?
– Не совсем, – смеется Андрей. – Если начать с транспорта, то здесь два варианта решения проблемы. Кому-то экономнее пользоваться общественным, а кому-то, как ни странно, личным. Если жить недалеко от работы, то вполне можно пользоваться трамваем-троллейбусом (8 рублей) или маршруткой (8–15 рублей). А вот в случае когда до места службы добираться из крайних районов (со Спартановки или Красноармейского), а то и вовсе из Волжского или Светлого Яра, то экономичнее пользоваться личной машиной. 92-й бензин сейчас стоит 20 рублей 40 копеек, а на этой неделе вообще обещают понижение стоимости. Что касается того, что необходимо менять 95-й на 92-й для большей бюджетности, то это не смертельная ситуация. Но тут есть оговорка: такая экономия возможна, если машина малолитражная или хотя бы со средним расходом топлива. Прокормить «бегемота» дороже, чем платить за маршрутку. А вот что касается эксплуатации машины, то экономия на технологических жидкостях в большинстве случаев себя не оправдывает: срок службы дешевой продукции ниже, чем дорогой. Так, полусинтетическое и синтетическое масла стоят на 30–50% дороже минеральных, но и служат они по 13–20 тыс. вместо 7–10 тыс. км, как в случае с минералкой. А качественный антифриз «живет» в два раза дольше дешевого при разнице в цене около 40%.
– С транспортом разобрались. Но все разговоры про голодовку – откровенный бред. На ваш взгляд, экономить на продуктах возможно?
– Конечно! Не вестись на громко провозглашаемые распродажи – это уже 50% экономии. Ведь часто этот товар не так уж подешевел, просто это нормальный торговый ход. Как и такой, когда мерчендайзеры выкладывают на самые заметные места известные бренды, а на уровень детского роста – товар хорошей стоимости. А потому не утыкаемся носом во все молочные продукты, после недельного применения которых, согласно рекламе, проблемы пищеварения исчезнут, а покупаем свои, региональные. Так как очень люблю молочные продукты и попробовал практически все предложенное нашими производителями, то могу уверить: эффект биокефира и данон-активий совершенно равнозначный. Это еще один повод не переплачивать.
– Платить за марку необдуманно. Но, может, здесь дело в привычке и доверии телевизору? Волгоградскую ряженку ведь никто не рекламирует...
– Само собой, ведь у нашего завода-производителя в цену не заложен расход на масштабную рекламу. Еще один хороший метод экономии – оплата наличными. Если человек слишком расточителен, то хорошо бы посадить себя на «диету», состоящую исключительно из «наличного» рациона. Никаких кредитных карточек! Долгое время такой метод пользовался популярностью среди жителей Европы, придерживающихся строгого бюджета и избегающих долгов по кредитной карте. Можно даже провести эксперимент с кредиткой: зайти в супермаркет, купить все необходимое рублей, скажем, на тысячу-две. Расписавшись на чеке, практически никаких эмоций не возникнет. А вот если на кассе рассчитаться наличными и понаблюдать за своими ощущениями... При трате такой суммы неизбежны сожаление и горечь от того, что вот только что были деньги, а теперь они уплывают с какой-то необыкновенной легкостью. Психологи давно доказали, что даже оправданная трата «живых» денег вызывает у человека дискомфорт и болезненные ощущения. Поэтому не будем пренебрегать этой золотой формулой экономии!
– Есть ли еще вариант продуктовой экономии?
– Да, простой до смешного. Покупать замороженные овощи (смеси, которые продаются в супермаркетах), а также не гнаться за внешним видом товара. Например, если уж покупать ананасы в банках, то кусочками, а не кольцами. Сэкономленные 20 рублей можно потратить на что-то нужное.
– Андрей, а вы планируете свой бюджет?
– Разумеется, да! Можно, например, не придать значения оплате ежемесячного взноса за пользование спортивным залом или абонентской плате за пользование Интернетом. В данном случае важно спросить себя: как часто мы пользуемся этими услугами? Если пару раз сходили в спортивный зал, то следует рассмотреть иной метод расчета расходов. Или же действительно есть желание отдать свои кровные только за то, чтобы 30 минут посидеть на долбаном тренажере? Не лучше ли бегать трусцой. По крайней мере, это сэкономит деньги, которые совершенно зря тратятся на посещение роскошного зала. Что касается Интернета, то мегаскорости нужны далеко не каждому. Будем откровенны, никому они не нужны. Поэтому бюджетный волгоградский вариант безлимитки – 290 рублей, что существенно меньше максималки – под тысячу. Вот на таких «мелочах» сэкономил лично я. А есть еще отцом заведенное правило: в начале месяца класть деньги «на продукты», «на машину», «на подарки» и т.п. в разные стопки. Очень удобно, потому что знаешь, сколько потратишь. Также в магазин я хожу раз в неделю, а не каждый день, чтобы накупить массу ненужного.
– Как экономист, какой главный совет вы дали бы нашим читателям?
– Перестать быть наивными потребителями! Торговые компании часто пытаются завоевать внимание клиентов, прибегая к распродажам, скидкам и прочим «прелестям». Если рука невольно тянется к печенью «две коробки по цене одной» или если обувь с 50%-ной скидкой оказалась в корзине, надо вернуться с небес на землю. Сконцентрироваться на товаре и закрыть глаза на цены. Подумать: каждую неделю с безделушки придется стряхивать пыль! Прочитать о калориях на упаковке из-под печенья и представить, как они распределятся по талии. А
обувь следует померить еще раз – действительно ли она такая удобная, какой показалась вначале.
Замечательно, когда мы можем себе позволить практически все, что хотим. Но раз уж в стране временные денежные катаклизмы, стоит более разумно расходовать кровно заработанные рубли.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2009-02-12
|