Простым людям враждовать нет резона
Слова, вынесенные в заголовок этого материала, – это точка зрения Валерия Мокренко, начальника отдела национальных отношений комитета по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области. С ним мы решили сегодня побеседовать об особенностях национальной политики в нашем регионе, о способах преодоления этнокультурных противоречий и об истинных причинах возникновения межнациональной розни.
– Валерий Иванович, насколько многообразен национальный состав нашей области?
– В нашем регионе проживают представители более 130 национальностей. Несмотря на то что русских – подавляющее большинство (88,89%), Волгоградская область считается полиэтнической. Регион может похвастаться очень богатым национальным составом. Есть места компактного проживания этих национальностей. Например, в Палласовском районе много казахов, в Светлоярском – значительный процент татар, в Заволжье живет немало корейцев, в Николаевском районе – украинцев и казахов. Следует отметить, что в последнее время мир вообще стал очень динамичен: перетоки населения, мигрантов – в том числе и трудовых, и проходящих (оседающих на территории нашей области) – меняют этносоциальную картину региона. К особенностям текущего периода следует отнести тот факт, что появляются представители тех наций, с которыми у коренного населения не было исторического опыта общения. Это турки-месхетинцы, курды, вьетнамцы, иезиды, корейцы, афганцы. В большинстве своем это замкнутые сообщества: они неохотно раскрываются, неохотно идут на контакт с коренным населением. Это и порождает недопонимание, а порой и настороженное отношение к мигрантам. Если прежде на протяжении многих лет русские и казаки жили бок о бок и душа в душу с татарами, калмыками, народами Кавказа, казахами и сумели не только привыкнуть друг к другу, но и выработать общие нормы поведения («породниться»), то с представителями новых для нас этносов такой опыт «взаимопроникновения культур» еще не сложился. Потребуется время для взаимного знакомства с традициями и обычаями. И здесь мы видим необходимость активной спокойной работы. Мы должны знать, что происходит внутри этих сообществ, уметь вовремя спрогнозировать назревающие конфликты.
– Какие меры предпринимаются для стабилизации отношений между народами?
– Мер принимается очень много. Мы постоянно проводим фестивали национальных культур, смотры-конкурсы как детских, так и взрослых коллективов – «От Волги до Дона», «Мир Кавказа», «Сабантуй» и мн. др. Укрепляют дружбу между народами и различные спортивные мероприятия. Проводится ряд мероприятий по профилактике экстремизма. Идет постоянное совершенствование законодательной базы. А с прошлого года мы потихоньку начали реализовывать проект «Волгоградский дом дружбы» – место, где будут собираться и общаться представители разных национальностей. Также в комитете по делам национальностей и казачества областной администрации действует «Прямая линия»: любой житель нашего региона может обратиться за помощью по вопросам межнациональных отношений. В интересах предотвращения межэтнических конфликтов эффективно сотрудничают между собой представители национальных общественных объединений, атаманы казачьих обществ и исполнительные органы власти. В случае возникновения спорной ситуации сотрудники нашего комитета выезжают на место и решают вопрос с представителями заинтересованных сторон. Как показывает практика, конфликт удается погасить в зародыше.
Работа должна вестись не спонтанно, а целенаправленно – на плановой и систематической основе. Мы разработали ведомственную программу этносоциального развития Волгоградской области на 2009–2010 годы. Главные цели – сохранение и развитие этнической самобытности всех народов, проживающих в нашем регионе, анализ этносоциальных потребностей населения области, сохранение традиционных культур. Национальные культурные достижения входят в копилку культуры общечеловеческой. Поэтому мы должны сохранять самое ценное, поддерживать, распространять. Особенно это актуально в наше время, когда идет процесс унификации культуры как таковой…
– Чем опасен этот процесс?
– В условиях глобализации все национальные особенности стираются, всех людей приводят к единому интеллектуальному и духовному знаменателю. Этот процесс очень опасен. Во что превратится человек? Даже не в гомо сапиенса, а в «человека потребляющего». Эту тему в свое время изучали марксисты. И если раньше наблюдался процесс отчуждения человека от труда, то сейчас идет более страшный процесс – отчуждение сознания человека от самого человека. Помните культовый фильм «Матрица»? Внедряется стереотип поведения. И если раньше потребности формировали развитие рынка, то сейчас происходит все наоборот – рынок формирует потребности человека: «Потребляй! Потребляй! Потребляй!». О какой духовости можно говорить? О чем живом вообще можно говорить? Интеллектуального продукта стали производить меньше – идет вторичная-третичная переработка того, что уже было произведено когда-то. Мы эти процессы видим и стараемся их предотвратить. У нас работает консультативный совет, в который входят авторитетные представители большинства национальных общественных организаций и культурных автономий – мы совместно вырабатываем стратегию нашей работы, стараемся учитывать потребности всех национальностей.
– Вы упомянули слово «экстремизм». Кто разжигает межнациональную рознь?
– На мой взгляд, основные ее причины – политические и экономические. Ни для кого не секрет, что среди политиков есть такие недобросовестные люди, которым разыгрывать карту межнациональной розни и разжигать вражду очень выгодно. И инициатива идет от политических провокаторов. Обычным простым людям делить и враждовать между собой нет никакого резона. У них у всех одни и те же интересы: работать и кормить свои семьи. Да и нравственно-этические и духовно-культурные ценности всех народов между собой кардинально не различаются – они почти одни и те же. Везде есть хорошие и плохие люди. А определенные культурные различия со временем сглаживаются – происходит процесс ассимиляции. Поэтому воевать обычным людям между собой не из-за чего. Конечно, бытовые конфликты не исключаются, но переводить их в плоскость глобальных межэтнических конфликтов не всегда уместно и правильно.
Некоторые люди списывают свои беды на гастарбайтеров. Но подумайте хорошенько: разве они отнимают у коренного населения рабочие места? По большому счету нет. Ведь приезжие таджики, узбеки, корейцы выполняют такую работу, на которую наши русские ни за что бы не пошли, тем более за такое символическое вознаграждение. Разве не так?
Следует отметить, что вспышки межнациональной розни часто происходят в периоды экономически нестабильные. Народ становится голодным и злым, обстановка накаляется. В условиях современного исторического момента – финансового кризиса – возможность обострения межнациональных отношений не исключена.
– Что делать?
– А здесь уже все зависит не от политиков, а от каждого отдельно взятого человека. Насколько сознательно и адекватно он будет себя вести и не поддаваться провокациям, настолько будет здоровым и этносоциальный климат в нашем регионе. Не стоит объявлять виновниками своих бед представителей других народов и делать их козлами отпущения – им так же тяжело, как и вам.
И еще я бы хотел отметить такую приятную закономерность: в полиэтнических регионах с мощным казачьим движением (и с толковым сильным атаманом во главе) межэтническая обстановка более-менее благоприятная – все народы чувствуют себя относительно уютно. И наш регион не исключение.
Национальный состав нашей области
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года по Волгоградской области (на ее основе были установлены самые свежие на данный момент количественные показатели национального состава нашего региона) было установлено, что всего на территории нашей области проживает 2699223 человека – представителей более 130 национальностей. Следует учитывать, что 8733 человека не указали свою национальность в переписном листе.
Самые распространенные национальности
русские – 88,89% (2399300),
украинцы – 2,09% (56281),
казахи – 1,68% (45301),
татары – 1,06% (28641),
армяне – 1,00% (26974),
казаки – 0,77% (20648),
немцы – 0,63% (17051),
азербайджанцы – 0,53% (14257),
чеченцы – 0,45%, (12256),
белорусы – 0,45% (12232).
Распространенные
национальности
чуваши – 0,31% (8439),
цыгане – 0,27% (7258),
корейцы – 0,22% (6066),
марийцы – 0,22% (6028).
Менее распространенные национальности
турки (4049), мордва (3601), грузины (3536), молдаване (3367), удмурты (3073), узбеки (3012), даргинцы (2604), аварцы (2118), таджики (2057), лезгины (2046), евреи (1919), калмыки (1617), поляки (1295), башкиры (1129), осетины (1025), иезиды (1116).
Немногочисленные национальности
(менее 1000 человек)
кумыки (895), вьетнамцы (884), греки (824), табасараны (641), болгары (551), арабы (534), курды (428), коми-пермяки (418), туркмены (413), ингуши (387), литовцы (375), пуштуны (313), кабардинцы (307), удины (274), лакцы (268), каракалпаки (260), китайцы (255), гагаузы (228), карачаевцы (226), коми (223), латыши (202), эстонцы (201), киргизы (173), ногайцы (168), лугово-восточные марийцы (164), абхазы (141), румыны (133), цахуры (128), адыгейцы (126), рутульцы (126), карелы (123), буряты (114), индийцы хиндиязычные (112).
Редкие национальности
(менее 100 человек)
агулы (87), венгры (83), ассирийцы (82), черкесы (79), финны (78), уйгуры (49), евреи горские (48), балкарцы (46), цыгане среднеазиатские (45), сербы (44), талыши (43), таты (41), тувинцы (41), турки-месхетинцы (41), чехи (40), итальянцы (38), якуты (38), абазины (36), персы (31), горные марийцы (25), хакасы (24), испанцы (22), кубинцы (17), татары крымские (17), словаки (15), шорцы (14), мордва-мокша (12), монголы (11), мордва-эрзя (10).
Очень редкие национальности
(менее 10 человек)
ханты (9), ненцы (9), мегрелы (9), эвенки (8), алтайцы (7), русины (7), дунгане (6), чукчи (6), манси (5), караимы (4), японцы (4), французы (4), андийцы (4), англичане (4), селькупы (3), татары сибирские (3), нанайцы (3), эвены (3), астраханские татары (2), поморы (2), ительменцы (2), алеуты (2).
Самые редкие
национальности
Юкагиры, арчинцы, годоберинцы, вепсы, аджарцы, ижорцы, крымчаки, кумандинцы, латгальцы, нагайбаки, негидальцы, нивхи, саамы, кряшены, тувинцы-тоджинцы, эскимосы. В нашем регионе эти народы имеют по одному представителю.
Армен КАРАПЕТОВ
Опубликовано: 2009-02-12
|