Пластиковые конусы захватили города
Видела сегодня душераздирающее зрелище. На площади Павших борцов разбирали елку. Ну, как елку: с конуса-каркаса снимали зеленую ковровую дорожку. Да, именно так нынче выглядят городские елки: гнусные безжизненные конусы. И ладно еще прошлые годы – на нее хотя бы шарики с колокольчиками вешали, а в этом ограничились светящимися снежинками. Приезжим гостям показать было нечего, чесслово!
Ах да, очевидно, все украшенческие средства пошли на установление светящегося дерева недалеко от Вечного огня и снеговиков под елкой. Кому как, я считаю, что от них ни красы, ни радости. В принципе, конечно, симпатично, но только потому, что это единственные в нашем городе-деревне примеры иллюминации, то есть плюс только в том, что у нас состоялся столь мощный технологический прорыв. В других городах эта иллюминация уже давно норма и украшает улицы повсеместно, у нас же – никакой композиции, так – «чтобы было». Разве что звездная дорожка над Аллеей Героев действительно доставляет эстетически-люминесцентное удовольствие.
Мега-сосны в прошлом
Но вернемся к нашим елкам. Помните, какими они были раньше? Вертикальная труба с технологическими отверстиями для втыкания маленьких, настоящих елок. Пусть и сосен. Эти сборные мега-сосны украшали центры городов и приносили нам настоящую новогоднюю радость и сколько-то зимне-сказочное настроение. А наряжали их очень по-разному: то громадными конфетами, то поделками детей, то просто здоровенными шарами, и было круто.
Сейчас большие города уродуются пластиковыми конусами. То есть вроде как номер исполнен, вычеркиваем. С таким же успехом можно было растягивать баннеры «Здесь могла быть ваша елка». Это как с пластиковой облицовкой: все, что стырено с Запада – априори кул, фигачим везде этот сайдинг, а потом удивляемся, почему он нас не радует. Вот и пластиковые елки калькировали, только у них такие в бедных районах ставят, чтоб не растащили, а у нас в сердце города. (А. Рева складывает губки дудочкой и произносит свое сакраментальное «Нипанятнааа!»)
Корни упираются…
Между тем, если копнуть в самые корни сосны (которая как раз на самом деле должна быть елкой), то мы узнаем, что в мифологии ряда народов (откуда, собственно, и берутся традиции) ели приписывалась смертная символика: еще Плиний Старший называл ель «похоронным деревом». Если в еловое дерево, растущее возле дома, ударяла молния, это рассматривалось как знак скорой смерти его хозяев.
История превращения ели в рождественское дерево, доложу я вам, до сих пор точно не восстановлена, хотя существует мнение, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции «майского дерева». Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками (лучше б и наши конусы тряпочками украшали, куда как оригинальней одинаковых светодиодных снежинок), после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. Только потом в России елку придумали ставить в угол, чтоб грязь не разносить, стелить под нее простынь, чтоб хвою удобно было собирать, и не выносить до марта, а позже и вовсе заменили сосной, а вскоре придумали искусственные елки. Возникновению же культа ели как символа неумирающей природы способствовал ее вечнозеленый покров. Гениально и просто.
Малахов плюс елка
Жалко выкидывать елку? Тогда зовите Малахова (ведущего передачи для тех, чья жизнь стоит не дороже жменьки зверобоя) и вместе читайте дальше. Ель широко применялась в магии и медицине. Согласно бытовавшему в Баварии поверью, для того чтобы сделаться невидимым, перед зарей накануне дня Ивана Купалы необходимо отыскать ель и съесть семена из тех ее шишек, которые растут прямо вверх (еще один новый трэнд: папоротники уже надоели, айда искать и есть шишки, заодно на освежителе сэкономим). В Германии считалось, что еловое дерево излечивает подагру: страдавший от этой болезни человек либо завязывал узел из ее веток, либо в течение трех «благоприятных» пятниц после захода солнца ходил к ели и, произнося магические стихи, «переносил» свою подагру в дерево, которое в результате этого засыхало и умирало. Текст магических стихов знает только Александр Паршиков, так что приходите в редакцию, и, возможно, он вам их расскажет по большому секрету.
Всю эту пыль веков я подняла лишь для того, чтобы сказать, что лучше уж не пытаться следовать традициям для галочки, если мы их не знаем, чем портить пейзаж пластиковыми конусами. Искренней всех к Новому году, а особенно к елкам, относятся наши коты, у которых в первый же день после наряжения елки из-под хвоста торчит дождик, и так пока елки не станет. Единственная по-настоящему честная русская традиция – это вынос елки по весне. Кстати, не удивлюсь, если скоро на Масленицу вместо чучела будут сжигать пожелтевшие елки, чтоб на чучело не заморачиваться. Прогресс, знаете ли, против него не попрешь.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2009-01-29
|