О чем рассказал ЕГЭ по русскому языку?
Сколько разговоров сегодня о едином государственном экзамене! Причем предлагают проводить такую форму итоговой аттестации по всем предметам. И, надо сказать, кое-какой опыт в этой области уже есть. Правда, экзамен по русскому языку проводился только один раз, но и опыт прошлого года о многом может рассказать. Пожалуй, будущих выпускников и их родителей волнует вопрос: а трудно ли сдавать такой экзамен? Ну, это уж кому как…
Один мой знакомый выпускник, широко открыв глаза, ответил: «Вообще!..» Значит, было непросто.
Давайте разберемся! Разумеется, сами по себе условия проведения единого экзамена не столь благоприятны для школьника. Ведь он попадает в незнакомые стены, за соседними партами может никого из одноклассников не оказаться, да и родные учителя далеко. Многие ребята трудно переживают этот момент. Но подумайте и... представьте себя абитуриентами. А в этом случае вы окажетесь в точно такой же обстановке. Так, может, лучше раньше, чем позже?
Конечно, тесты экзамена представляют для выпускника определенную сложность. Особенно трудными кажутся задания по орфоэпии (для непосвященных скажем, что это задания, связанные, например, с правильной постановкой ударения в слове). Ну, например, так: в каком слове ударение падает на последний слог?
а) принял
б) начала
в) торты
г) форзац
Подскажем, что правильный вариант «б», произносить надо «началА».
Не спорю, правильный ответ в тесте можно и угадать, ведь легкомысленная фортуна порой обращает свои взоры на незнайку. Но для того, кто систематически готовился к экзамену, тесты эти вполне по силам. Итак, тестовые задания разделов А и В решены. А вот теперь начинается самое сложное. Конечно, задание С вы можете и вовсе не решать, но если хотите получить высокий балл, то постараться нужно.
И что же это такое, в чем сложность пресловутого задания С? Вы получите текст, прочитаете его, а потом на основе прочитанного должны будете написать собственное рассуждение, охарактеризовав поставленную автором проблему, выразив согласие (или несогласие) с его позицией. При этом нужно привести еще два аргумента, основанных на литературном материале или на жизненных впечатлениях. Задание весьма конкретное, но и весьма трудное. Интересно также и то, что задания А и В проверяет компьютер, а задание С проверяют люди, учителя русского языка и литературы. И, знаете, не побоюсь сказать, что работы школьников стали своеобразным портретом нового поколения.
Во-первых, подтвердилась мысль о том, что Россия перестала быть читающей страной. Очень немногие ребята строили свои аргументы на материале произведений, прочитанных в рамках школьной программы. А зачем им читать, когда на литературу отводится так мало учебных часов? Зачем читать пухлый роман целиком, когда есть настольная книга школьника, «золотое» издание «Все произведения школьной программы в кратком изложении»? А можно ведь еще и фильм посмотреть. Вот и получается, что многие выпускники путают авторов и названия произведений, коверкают имена героев, а о сюжете книги имеют представление самое смутное. Поэтому выхода нет, надо писать «по жизненным впечатлениям». И вот тут-то мы и видим портрет нашего юного современника.
Надо сказать, что многие ребята восприняли задание С как возможность душу излить. Кто-то, рассказывая о вечной проблеме отцов и детей, посетовал, что не находит понимания со своими родителями. Кто-то признался родителям в любви и уважении, что само по себе достойно похвалы. Но были и такие, кто писал, что родители должны обеспечить им будущее...
Секрет успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку в том, что заниматься нужно не от случая к случаю, а систематически, все-таки это родной наш язык. И тогда наверняка результат будет высоким, и мы увидим юного героя нашего времени целеустремленным, образованным и очень достойным.
Ирина СУЗДАЛЬЦЕВА,
педагог лицея № 2,
г. Волгоград
Опубликовано: 2009-01-29
|