ТРУДное время
Что вы думаете о ситуации, сложившейся в сфере студенческого трудоустройства и трудоустройства молодых специалистов?
Студентов стало как-то слишком много... Здорово, конечно, когда значительное число граждан хотя бы «местами» знает дисциплины высшей школы. С другой стороны, управляющих должностей не может быть больше исполнительных, и, как представляется более правдоподобным, осознать суть пройденного за 4–5 лет курса сразу после защиты могут единицы, через год-два – и того меньше. А сколько выпускников осознают, что дипломный проект – это и заключительная работа (всем работам работа) учебно-исследовательского характера, выполняемая выпускником (т.е. произведение, интеллектуальная собственность выпускника), это и логическое окончание обучения. А так как содержание должно быть актуальным, то на нем и денежку зарабатывать (утопия, конечно) можно.
Качество образования
Тут ситуация разделяется на возможность преподать информацию и возможность ее усвоить. О количестве кадров, могущих преподать, у всех свое мнение. А про «усвоить»... Тут часто крайне сложно понять, ну зачем человеку корочка о том, что он не в состоянии понять при том уровне добросовестности, любопытства и умственных усилий, которые приложил, затратив на это 4–5 лет своей молодости, n-ную сумму денег и сколько-то невосстанавливающихся нервных клеток?
Получение диплома стало модой, нелепым веянием времени (да вспомнить хотя бы плакаты, где глава государства и молодежь, студенты). И еще эта взявшаяся невесть откуда догма, что «без диплома на хорошую работу не возьмут!» Да, конечно, «хорошая работа» понятие относительное, но найти работу интересную, в которой можно расти, утверждаясь в собственном лице и в среде коллег, – можно! Поправка: последнее практически невозможно в удаленных от центра районах, но это уже другая тема.
Если близится диплом…
На кафедре (выпускающей) есть хорошие преподы (иначе какая она выпускающая кафедра), так называемые «старатели». Они хорошо знают ситуацию в отрасли, есть среди них и руководители производств. И те единицы, которые понимают, через что прошли и что в них напихали в виде теории, не пройдут незамеченными. А если проявить инициативу, а еще информационный и материальный аппетит, то первая запись в трудовой книжке обеспечена.
А что если работать негде?
С этим вопросом мы обратились к специалисту международной компании NSP, студентке Олесе Закревской.
– Если диплом в кармане, а работать негде... Периодика с вакансиями выходит постоянно, осведомленность о твоем нетрудоустройстве должна дислоцироваться в голове каждого, даже мало-мальски знакомого, а еще нахальные звонки начальникам подразделений (ни в коем случае не в отделы кадров!) с предложением типа «ну хоть бумажки с пола поднимать, лишь бы в эту сферу, чую, это мое!.. Это для меня как раз... Даже диплом вот имеется...». В таком случае, конечно, есть вероятность успеха, притом хорошая такая вероятность. Уж если я с неоконченным так прекрасно устроилась (зарплата в полторы тысячи условных единиц).
Знаю ситуации, когда пытались устроиться на работу около двух месяцев. Рассылают резюме – ни ответа, ни привета, и это все при том, что в принципе требований в объявлении никаких суперстрашных выдвинуто не было. Вот когда я начинала, работа на 200 зеленых тугриков меня вполне устраивала. Все-таки надо свои силы реально оценивать и без образования о генералах не мечтать.
– Олесь, но ведь многие думают, что придет такой добрый чиновник и обеспечит рабочим местом. Государство именно обязано, раз у человечка диплом о высшем образовании в руках.
– Не знаю, как у других, но у меня уже твердо сформировалось мнение, что большинство «несчастливых» людей во всех бедах прежде всего винят кого-то, но не себя: виновата мама, которая поставила в угол за нехорошее поведение, виноват учитель – поставил двойку за неуспеваемость, виноват гаишник – оштрафовал за нарушение, виновато правительство – не обеспечило работой... И за их поведение в какой-то мере несет ответственность общество. Государство и власть – это не одно и то же. Государство – это мы, каждый, кто живет в этой стране. Ответственность за будущее государства лежит на каждом человеке.
– А как тогда быть успешным, с такими-то убеждениями? Видимо, родители не закладывают необходимую «программу успеха».
– Это тоже условно, – Олеся разводит руками. – Воспитание, безусловно, хромает, немало родителей, которым откровенно не до детей как таковых. Да, на многих страшно смотреть: по улице идет девочка, на вид не более 16, и с сигаретой в зубах. Эмо плачут, панки скачут... и плевать все на других хотели. Статистика абортов есть, так там девушки в 15–18 лет идут на такую «операцию» во второй, а то и в третий раз. И этой молодежи страшно представить будущее. Так ведь создают они его уже сегодня, таким своим идиотическим поведением. Ну и чего удивляться потом, что материал не усваивается, что на работу не берут... У каждого из нас есть свобода выбора, от которого зависит целая жизнь. И если человек учится, то успешным он вполне может стать и работу найдет.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2009-01-29
|