Сегодня он играет джаз, а завтра – Родину продаст?
Начну официозно. Самой шумной премьерой этого года можно назвать фильм Валерия Тодоровского «Стиляги» – про совковых тедди-боев (русское название – «стиляги»), про их прохладную жизнь, за которую приходилось бороться. Дабы быть «в контексте», посмотрел его и я...
«Мы не лучше. Мы не хуже. Мы просто другие...» Мысли после просмотра «СТИЛЯГ»
Устами «падшего комсомольца» Мэлса глаголет важнейшая неформальная истина: мир цветной, а не коричневый. Антифашистский подтекст присутствует во всем: начиная от противопоставления мрачных обычных прикидов ярким стиляжным шмоткам и заканчивая подбором заглавной композиции – «Скованные одной цепью», антитоталитаристским хитом «Наутилуса». Физиономии паркеровских персонажей, исполняющих сей хит, тусклы и однообразны. Одурманенные пропагандистской машиной, они забыли, что такое радость, поэтому ненавидят яркую красоту и враждебно к ней относятся. «Они ненавидят праздник – их так доконала бедность!» (Ермен Анти). В глубине души они завидуют стилягам и во снах «танцуют танец шекогали до зари». Они привыкли жить в грязи и ждать светлого будущего. «Ждали. Ждем. Все ходили грязные. Оттого сделались похожие» (А. Башлачев). И каторжный и низкооплачиваемый труд во имя сошествия небесных кренделей, именуемый «верой в светлое будущее», заменяет им настоящее. А стиляги подобно древнегреческим эпикурейцам пытаются вернуть себе жизнь – радоваться и наслаждаться ею! Вот она, одна из важнейших причин конфликта!
На нестабильность отношений влияет еще и человеческий фактор – личная неприязнь. И это наглядно продемонстрировано в «Стилягах» на примере любовного треугольника «Мэлс – барышня-комсорг – стиляжка Польза». Мэлс предал комсомол и стал стилягой, чтобы снискать любовь Пользы, а влюбленная в Мэлса комсомолка становится агрессивной из-за того, что парень не отвечает ей взаимностью. И поэтому она с особым упоением отрезает взбитые коки и красивые челки «идеологических врагов».
«Отцы» достойны отдельного разговора – кто-то усиливает отчуждение, кто-то нет. Тодоровский представил все типы советских граждан. К «социалистической безнравственности» своих отпрысков они относятся по-разному. Закомплексованная и обозленная на весь мир мать Пользы (Ирина Розанова). Отец главы стиляжьей тусы Фреда – умный, циничный, прозападно настроенный расчетливый «макиавеллист» (Олег Янковский) . Батя Мэлса – простой русский мужик, прошедший всю войну и пол-Европы (Сергей Гармаш). Он любит жизнь, дружелюбно относится к окружающему миру, спокойно принимает все ее тяготы и не вымещает свое зло на своих детях. Ребенок – негр? И хорошо! Сын носит кок? Да и пускай!
В аллегорическом образе стиляг представлены молодежные субкультуры. Поклонников джаза и праздного образа жизни Тодоровский тоже не идеализирует. Никаких волков-одиночек, сверхинтеллектуалов и ларроподобных ливингстонов. Они такие же люди: разного умственного развития, разной степени порядочности, разных социальных прослоек. Тот же Мэлс не стремается разгружать вагоны, а Фред вообще представляет «высшую масть» советского общества – дипломатическую династию. Эти ребята местами пафосны, смешны и надменны, местами интересны и неземны. Разброд достаточно велик – от ветреных самодовольных модников до интеллектуалов и студентов МГИМО. И они социально неопасны – не собираются продавать с потрохами Родину, а «вражеские саксофоны» вовсе не побуждают их браться за ножи.
По ходу фильма выясняется, что особых различий между комсомольцами и стилягами НЕТ. Только в одежде. Проводится идея о том, что каждый человек особенный и имеет право на индивидуальность. И права, и свободы, за которые человечество билось веками, у них отнимать не следует. «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам все за то, чтобы вы смогли свободно их высказать» (Вольтер).
Далеко не каждый стиляга – «продавец Родины». Они тоже могут приносить пользу своему государству, изначально не являясь «отрезанными ломтями». Но разве будет человек дорожить Родиной, если она пытается его уничтожить? Мораль такова: дайте человеку одеваться, как он хочет (всего-то!), и он будет достойным гражданином, будет гордиться своей свободной страной и будет любить людей.
Сейчас государство это понимает и всячески стимулирует толерантные взаимоотношения между неформалами и «формалами». В этом-то и состоит ценность фильма. Бывший стиляга Тодоровский (прекрасно знавший предмет разговора) убедительно доказал, что стиляги (неформалы) не так страшны, как кажутся.
И закономерным итогом является твердое убеждение режиссера в том, что рано или поздно дети перебесятся и пополнят ряды серых взрослых. Стремление выделяться – удел молодых максималистов. И эта мысль вкладывается в уста главы стиляг (на момент произнесения фразы уже бывшего): «Чем серьезней человек, тем проще он одет!». Тот, кто что-то из себя реально представляет, может не размениваться на всякие фетиши. А тот, у кого все в порядке с головой и с душевным здоровьем, не будет осуждать того, кто одет не по форме.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-01-22
|