Даниял Капланов: «Все больше ребят хотят в армию! На годик...»
Хотя на календаре еще значится январь, а значит, до весеннего призыва, который в 2009 году начнется традиционно 1 апреля, еще больше двух месяцев, во многих волгоградских и областных военкоматах уже началась работа с призывниками. Почему так рано? Дело в том, что по мнению многих военных специалистов и, в частности, помощника председателя областного комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области и консультанта «по призыву» Данияла Капланова, надвигающийся призыв будет сложным для нашего региона. Потому что если в прошлые годы мы «поставляли» стране 3500–4000 новобранцев, то на этот раз наш «долг Родине» составляет 8000 рекрутов. Ведь к весеннему призыву-2009 одновременно окончится срок службы и тех ребят, которые служили полтора года, и тех, кто служил два года. Чтобы перекрыть оба этих «потока», весенних новобранцев должно стать просто в два раза больше!
Правда, есть и положительные тенденции. Похоже, те времена, когда призывники «отмазывались» от армии всеми мыслимыми и немыслимыми способами, уходят в прошлое. Во всяком случае, прошедший осенний призыв обнаружил совершенно другую тенденцию: выпускники и без пяти минут выпускники таких волгоградских вузов, как технический, педагогический и медицинский университеты, теперь, наоборот, умоляют медиков закрыть глаза на какие-то их далеко не смертельные «болячки» и... отправить в армию. Более того, большинство этих ребят собираются после года срочной службы остаться в Российской армии уже по контракту.
– Считаю, что такая вроде бы неожиданная для обывателя ситуация возникла очень даже обоснованно, – поделился своими соображениями Даниял Алимханович. – Дело в том, что нынешний молодой специалист практически остался без какой-либо социальной поддержки и гарантий со стороны государства. С устройством на работу – проблемы, но даже если ему и посчастливилось работать по профессии, значащейся в дипломе, то оклад будет весьма скромным. Захотел жениться – жилья нет. Ипотеку или кредит взять – тоже из-за небольшого заработка сложно. Одеваться-обуваться, кушать и на проезд, но даже этим минимумом способен обеспечить себя далеко не каждый выпускник вуза. А в армии этих проблем просто нет! Мало того что нынешняя «солдатская» зарплата равняется 11–12 тыс. рублей, а «офицерская» – примерно 15 тыс. рублей, но еще контрактник одет, обут, накормлен, с транспортом и жильем проблемы тоже решены. И если он задумал учиться дальше, то это тоже вполне осуществимо – по закону армейское начальство обязано отпускать контрактника «на учебу».
Кроме того, многие парни, которые осенью буквально рвались в армию, преследовали и чисто житейскую выгоду, дескать, отслужу один год, отдам долг Родине и больше никому ничего должен не буду! Буду заниматься тем, что мне интересно, а не бегать, как заяц, до 27 лет от любого встречного в военной форме! Еще один важный момент: как и в Америке, в России теперь все чаще отказывают тем молодым людям, которые хотят занять управляющие должности, но не служили в армии. Получается, отслужить в армии молодого человека просто вынуждает будущая успешная карьера!
– Есть такое мнение, что с уменьшением срока службы в армии сойдет на нет и дедовщина. Что вы об этом думаете?
– Думаю, что дедовщина исчезнет, но по другой причине: теперь на годичную службу в армию рвутся выпускники вузов и даже «уклонисты» прошлых лет, то есть парни более старшего возраста, обладающие уже сложившимся характером, профессией, жизненным опытом. Запросто помыкать ими уже не получится, не то что 18-летними мальчишками! Да и без пяти минут дембель более старшего возраста, выучившийся в вузе, вряд ли захочет самоутверждаться за счет только что пришедших на службу новобранцев! У него другие цели, задачи, жизненные ценности, в конце концов!
– Даниял Алимханович, вспомните наиболее яркий случай из минувшего осеннего призыва.
– Например, первый раз за много лет отец призывника кричал на сборном пункте: «Если вы не отправите моего сына в армию, я на вас в суд подам!». Сразу вспомнились времена Советского Союза, когда служить в армии считалось престижно. А с парнем вот какая ситуация возникла: его задержали лишь на некоторое время – перепроверяли документы, чтобы отправить служить в элитные войска. Но поскольку ни он, ни его родители об этом не знали, то всем казалось, что призывника просто мытарят понапрасну. Окончилось все вполне благополучно: теперь он служит в подмосковном городе Ковров в тех самых элитных войсках.
– А какие-то неприятные ситуации во время минувшего осеннего призыва возникали?
– Возникла одна, но уже позже! В Интернете за 22.12.2008 года я обнаружил материал со ссылкой на «Комсомольскую правду» с хлестким заголовком «Призыв-2008: В Волгограде в армию забрили тяжелобольных призывников». Комментарии по волгоградскому призыву в публикации давала руководитель общественной организации «Материнское право» госпожа Пономарева. Начну с того, что стиль сообщения, в котором используются слова «гребут», «под белы рученьки», направлен на разрушение! А уж когда я прочитал фразу: «Военкоматы нашли новый способ бороться с уклонистами, теперь призывники получают повестки из прокуратуры», то стало очевидным, что журналист, скорее всего, путает «призывника» и «уклониста», а это вообще сделало публикацию галиматьей в моих глазах! Но все-таки идем дальше. В материале была описана ситуация, когда служить в армию в минувшем ноябре отправили 26-летнего волгоградца Антона Кобзина с печальным диагнозом «арахноидальная киста». Непонятно, почему Антон Кобзин не обращался ко мне, врачу с 40-летним опытом и лицом, в чью компетенцию как раз и входит рассмотрение подобных жалоб, исходящих от больных призывников, а искал защиты в общественной организации «Материнское право». Но самое главное, почему председатель этой общественной организации та самая Нина Пономарева промолчала и не направила Антона Кобзина ко мне – помощнику председателя Волгоградского областного комитета по делам молодежи по работе с призывной молодежью, который занимается подобными вопросами более пятнадцати лет и исписал на этой работе мелким почерком шесть амбарных книг?! Дело в том, что жалобы на неполное обследование или несогласие с решением военных врачебных комиссий были, есть и будут! И это не только вина врачей, но и призывников и их родителей, которые вовремя не обращались за помощью!
Также я могу с уверенностью утверждать, что при обращении ко мне ни один конфликтный случай не оставался без внимания. Кстати, только в этом году за три месяца осеннего призыва ко мне в Волгоградский областной комитет по делам молодежи обратилось 75 молодых людей. И все их вопросы, жалобы при содействии врачей военно-врачебных комиссий, начальников отделов РВК и ОВВК были разрешены на законном основании! Кстати, в заключении того самого материала в «Комсомольской правде» о судьбе Антона Кобзева были приведены полезные номера телефонов. Телефона 30-90-12, по которому и находится структура в Волгоградском областном комитете по делам молодежи, призванная защищать права призывников, я не обнаружил. Хотя, уверен, в общественной организации «Материнское право» о нем были прекрасно осведомлены...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-01-22
|