Роковые высоты
Во всем есть закономерности, выделить их можно и в «историях успеха» молодых волгоградских коллективов. Начало всех начал, знакомое до боли в суставах любой группе – «…в каморке, что за актовым залом». Это как ритуал «из грязи в князи»…
Давид из группы «Medusa'scre-am», участвовавшей в прошлом году в музыкальном первенстве RAMP-2008, рассказал, как они начинали: «Купили подержанные совковые инструменты. Переигрывали песни любимых групп. Все репетиции проходили в маленьком, холодном гараже, в котором можно было головой достать до потолка. У нас было все, как и у всех молодых групп: финансовые трудности, критика со стороны всяких… тяжелые репетиционные условия. Из-за музыки возникали проблемы с учебой. Но это все ерунда, главное не падать духом».
Денис Феоктистов из «Sion», ныне питерской группы: «Начинали мы с того, что собрались три человека, постоянно менялся состав – барабанщик и басист. Мы решили, что будем делать альтернативу, что-то вроде «Linkin Park», «Papa Roach». Мы воспринимали свою музыку как своего рода служение, в текстах говорили о своем отношении к Богу, к миру. Но никогда никому это не навязывали».
Андрей Гусев из «Анабены», группы-участницы телепроекта «СТС зажигает суперзвезду!»: «Первоначально вместе собрались барабанщик, басист и гитарист. Потом познакомился с барабанщиком в военкомате, он пригласил меня быть ритм-гитаристом. Я пришел на первую репетицию и остался вместо вокалиста. Потом пришли клавишница и скрипачка. Особых сложностей никогда не было. Ни в коллективе, ни организационных, ни со стороны родителей».
Группа «Начало века», исповедующая для массы фолк-рок, а для себя – этно-фьюжн и world music, была основана в Волгограде, а теперь обретается в Москве. Первый ее альбом под названием «На грани ФОЛкА» вышел в 2004 году, причем на обложке диска была изображена корова с крыльями. Музыканты занимались изготовлением коктейлей: смешивали фольклорные традиции и материал со схемами современной музыкальности.
Стоит отметить, что все названные группы оказались стойки в выборе стиля: претерпев естественные изменения, по духу своему он остался прежним. Возможно, в самостоятельности мышления, в духовной определенности участников и кроются причины признания. Если долго делать что-то с сердцем, тебя услышат. Как говорит Андрей Гусев о залоге успеха: «Быть вне модных течений».
Начало
Второе рождение этих групп тесно связано с их «почвой». Например, Денис Феоктистов («Sion») так характеризует волгоградскую музыкальную жизнь: «Сталкиваясь с иногородними коллективами в Питере, понимаешь, что Волгоград – это один из наиболее продвинутых музыкально городов. В Волгограде все равно есть тот контингент музыкантов, которые делают очень качественную музыку. Например, «Stepward», «Two Minutes Before». Я считаю, что они реально достойны и могут конкурировать с питерскими коллективами. Обычно в городах больше просто слушателей, а в Волгограде большая часть слушателей еще и музыканты. В музыке Волгоград продвинут и не отстает от столицы».
Благодарно отзывается о корнях и Андрей Гусев из «Анабены», но уже слышны нотки критики: «В Волгограде значительно больше народа в клубах, к группам больше внимания – все из-за недостатка самих клубов. Мне нравятся волгоградские коллективы, хотя есть общее мнение, что в Москве они лучше».
Столь же жизнеутверждающе мнение Давида: «В Волгограде почти нет клубов, где можно устроить настоящий рок-концерт, с хорошим звуком и светом. Групп много, а площадок мало. Мало хороших репетиционных баз. Дорогие музыкальные инструменты и комплектующие. Перечислять можно долго. В любом случае это не оправдание для тех, кто действительно хочет заниматься музыкой. Если есть цель, то все получится. Некоторые волгоградские группы это уже доказали».
Камиль Шараподинов из «Neversmile» вообще определяет специфику города как места с сильным фактором «везения».
Картина ясна: с материей плохо, с духом все относительно хорошо. Этот микс, по сути, является побуждением к развитию. Главное, чтобы в тебе была изюминка, чтобы людей зацепило. Это проявляется во всем: в подаче, в текстах, в музыке.
Середина
Из этого животворящего бульона и порождаются амбиции. Так случилось и с «Sion»: «Мы с гитаристом решили, что поедем в Питер, остальные нас поддержали. В Питере нужно было все начинать заново: поначалу не было даже времени найти репетиционную точку. С финансами были проблемы». Из-за обилия групп в Питере оказалось сложнее. Потом, как поясняет Денис, знакомые нашли человека, который предоставил хорошую репетиционную базу. В клубах северной столицы, которая вообще становится почти непременным фактом биографии для волгоградских музыкантов, «играли чуть ли не по 2 раза в неделю, очень большая загруженность была». А потом на одном из отборочных туров одного конкурса участники «Sion» встретились с их нынешним директором. Он оказался парнем не промах и в небольшой срок сделал им EP да еще и промо-клип.
У «Анабены» решение было принято более спонтанно: «Барабанщик подорвал. До последнего не хотели ехать, вылезать из гаража. Мы не стремились к концертам, принципиально не ходили на фестивали, а первый наш концерт был сольным».
Совершенно особенным – оно и ясно, стилевая специфика оказывает влияние – оказался путь «Начала века» – фестивали, фестивали, фестивали («Этнолайф», «Этнолэнд», «Эммаус-2006» и два «Нашествия»). Узнаваемость и популярность в узких кругах ничуть не умаляют качества и оригинальности творчества группы, но для широкого слушателя коллектив этот – вечный «дебютант».
Не конец
Камиль Шараподинов из «Neversmile» рассказал об истории и планах коллектива: «Начинали в различных волгоградских группах. В 2004 году они все распались, и в 2005 году мы переехали в Питер и собрали там «Neversmile». Трудились очень усердно, все время посвящали музыке. Выпустили 4 диска, сейчас работаем над новым альбомом. Залог успеха в постоянном, непрерывном труде и совершенствовании себя и группы».
Жизнь ключом, диски, концерты, развитие профессиональной «сервисно-оформительской» системы вокруг себя – вот состояние «прорвавшихся» молодых групп. Давид из «Medusa'scream» упоминает, что «в ближайших планах – съемки клипа, тур по России и ближнему зарубежью, выпуск полноценного альбома. Короче, работы выше крыши!».
У «Начала века» из последнего – победа на конкурсе «MuseOn» и выход песни «Соловейка» в эфир «Нашего радио» в прошлом году.
«Sion» же успел стать представителем России-матушки и хедлайнером второго дня международного фестиваля в Крыму («Публика принимала на удивление хорошо, подпевали тексты, просили исполнить определенные композиции»), сменить гитариста. Сейчас планируется запись альбома, на весну 2009-го – тур, зимой – концерт в Волгограде.
Андрей Гусев рассказывает о состоянии коллектива на телепроекте так: «Никаких привилегий не ощущаем. Основной плюс в том, что мы целыми днями занимаемся только музыкой... Стало больше негатива со стороны волгоградских слушателей и коллективов. Даже не хочу думать почему».
Когда я разговаривала с Андреем, еще не было известно, что на финальном концерте проекта СТС «Anabaena» будет признана судьями лучшей, но в тур с собой несчастные «Ранетки» возьмут другой коллектив – «Lунный Park». Тем не менее «великий судия» Авдотья Смирнова, ублаженная, видимо, долей интеллектуальности в творчестве группы, пообещала костьми лечь ради их карьеры. А Авдотья человек серьезный...
Вершина?
Может, не следует заниматься обобщениями, но некоторые золотые правила были, безусловно, выстраданы нашими музыкантами. Давид из «Medusa'scream» определяет залог успеха так: «Любовь к музыке. Постоянная усердная работа. Целеустремленность, настойчивость, оптимизм, энтузиазм, иногда – наглость». «Анабена» его видит в человеческом факторе: «Безусловно, отличный коллектив. Мы живем не семьей, но маленькой коммуной».
Денис Феоктистов вообще разделяет успех на идеалистический – донесение до слушателя идеи, и коммерческий, условия которого такие: «это либо человек прошел через свою индивидуальность, либо это дело случая, либо знакомство. Причем эти три варианта смешиваются».
Экс-волгоградская группа «Sion» резюмирует:
– Главное – напор и желание. Все остальное – второстепенно. Нельзя говорить: «Мы самые классные», это значит поставить крест на своей карьере
Лилия ЯППАРОВА
Опубликовано: 2009-01-15
|