Что может рисование?
Пожалуй, самым второстепенным предметом в современной российской школе на сегодня считается рисование. Педагоги и родители рассуждают примерно так: вряд ли кто из этих детей станет великим художником, а значит, зачем тратить драгоценное время на марание бумаги? Пусть лучше математику учат или кроссы на стадионе бегают! И мало кто вспоминает тот момент, что в Японии, где рисованию отведена важная роль в учебном процессе, с изобретениями и образным мышлением у уже взрослых людей тоже все замечательно. Так что же дает рисование?
Валерий Макаров, волгоградский художник:
– Поддержать ребенка в том, чтобы он радостно рисовал, – это самый простой и доступный способ развить у детей образное мышление и желание познавать этот мир. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) – изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе. Рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве. Рисующие дети обращают внимание на красоту окружающего мира. Кроме того, я не знаю других таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые стоят над нами, которые выше нас.
От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3–4 занятия – и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех легко можно увидеть и даже показать другим.
Алла Террасова, учитель рисования, г. Михайловка:
– Очень часто родители задают вопрос, есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует, и особенностями его личности, настроения. Дорогие мамы и папы, не верьте! Например, был в моей практике случай, когда один психолог напугал маму тем, что если рисунок ее сына выполнен в черных и коричневых тонах (мрачный), то значит, что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. А отгадка оказалась удивительной: сын оказался просто хозяйственным человеком и он экономил краски. Сначала он решил истратить «некрасивые» из них, чтобы потом с чистой совестью рисовать яркими и «красивыми». Вот такая отгадка! Но все может быть еще проще! Например, проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Может, он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Или не хватает света, а когда рисуешь в темноте, то все становится чернее и мрачнее? А может... Словом, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии неприменимы к профессиональным художникам. Например, если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо – это светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт – мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все в точности наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым запросто испортить настроение.
Максим Попов, свободный художник, закончил Московский заочный народный институт искусств:
– Часто дети приходят из детского сада и переживают: сегодня я рисовал елочку, но получилось криво, неправильно! И грош цена тем воспитателям, которые заронили в ребенке это сомнение. Рисование – это личное восприятие мира конкретными Петей, Машей, Сашей, Димой... Более того, рисование иллюстрирует и личное отношение этих детей с этим миром. Тут нет «правильных» и «неправильных» позиций. Еще очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку развиваться, если вдруг начнем говорить ему, что он рисует неправильно, непохоже. Рисовать «похоже» ребенок пока просто не умеет, а как правильно, порой мы, взрослые, даже сами не знаем. Поэтому пусть просто рисует! Как в старой детской песенке: «Рисуйте, рисуйте, как вы только можете, рисуйте, рисуйте, не ради молвы...». Сейчас детвора рисует с радостью, а пройдет какое-то время, и, став более взрослыми, подростки все больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, «что другие скажут». И дай Бог, чтобы каждому из этих ребят хватило смелости и в вибрирующем подростковом возрасте рисовать так, как он видит, а значит, знать путь к самому себе, без подражаний и ложных целей...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-01-15
|