Чугуевские подтяжки против фрезеровщика-гомосексуалиста
Юмор – понятие растяжимое и многогранное. Это и бальзам на душу, и средство продления жизни, и безжалостный бич, и, конечно, zeitgeist (дух времени). В этом материале мы постараемся проанализировать ситуацию, происходящую на современной российской юмористической эстраде. Невооруженным глазом можно разглядеть негласное противостояние двух смехофронтов – дерзкой молодежи и демократичного старичья. Тургеневский конфликт отцов и детей.
«Церковь
Петросяна»
Евгений Ваганович (особо остроумные «филологи от сохи» предпочитают заменять четвертую букву в его отчестве на «И») Петросян в новом тысячелетии стал самым настоящим символом консервативного юмора. Особенно наглядно это продемонстрировано в модном фильме «Пыль» – там «Смехопанораму» с упоением смотрит неприхотливое и неумное простонародье. Петросян предстает не просто юмористом – из физического лица он превратился в нечто большее, а именно в определенный критерий оценки интеллектуального уровня человека. Иными словами, смотреть его передачи и наслаждаться его искрометным юморком могут только люди недалекие или вовсе умственно отсталые. Собственно говоря, оценить масштабы умственных способностей его основной аудитории достаточно просто. Надо всего лишь обратить внимание на лица господ зрителей. Это в основном «чесальщицы-мотальщицы», сытое мещанское байбачество (читатели журнала «Зятек» и любители семечек и ловли на мотыля), золотозубые домохозяйки постбальзаковского возраста и затюканные бытом очкастые инженерчики. Вездесущность и назойливость великого юмориста одно время просто поражала – частота телетрансляций его сатирических монологов превышала лимит потребности в них аудитории. Дешевый юмористический дурман Петросяна не прибавлял бодрости духа населению, а, наоборот, раздражал и бесил. Люди, нервно тыкая пальцем в пульт, искали спасения, спасались бегством, но «чугуевские подтяжки не помогали». И они попадали головой в очередную «баржу» – богомерзкий конгломерат госпожи Дубовицкой и К. Качество шуток, конечно, не особо отличалось – как говорится, хрен редьки не слаще.
Культ Ваганыча стал чрезвычайно популярен. В Живом Журнале возникло сообщество petrosyan_cult – Церковь Евгения Петросяна. Это стебное религиозное сообщество поклоняется Солнцу Нашего Юмора, имеет свой Катехизис, свои священные писания. Существует также ожесточенная апологетическая полемика с представителями «ересей» – «Аншлагом» и
«КиВиНом». У Церкви есть свои иконы, даже «смехоточивые». На них изображены Петросян и прообраз Богоматери – Елена Степаненко.
Во-первых, для современной молодежи (да и для всех здравомыслящих людей) юморески господина Петросяна являются трансцендентными. Нормальному человеку весьма трудно понять, что же в этих шутках (наверняка позаимствованных из юмористических рубрик провинциальных газет 15-летней давности) смешного? Действительно, смысл его прибауток способны понять и прочувствовать избранные – только сверхимбецилам дано испытать эти «непередаваемые очучения». И во-вторых, абсурдность некоторых культов тоталитарных сект – время показывает, что наш доверчивый пипл схавает любой трэш. Медом не корми – будут поклоняться даже вареникам, табуреткам и раковинам. Есть же «бажовцы» (живущие по сказкам Бажова), секта маньякопоклонников «Церковь Андрея Чикатило», а в Новой Зеландии была секта, члены которой поклонялись гигантскому чайнику. Поэтому Петросян еще как проканает за Великого Гуру.
В целом «Аншлаг» и «Смехопанорама» как близнецы-братья. Юмор этой престарелой тусовки строится на одних и тех же принципах: умеренность (никаких шуток ниже пояса – если же таковые есть, то чтоб не больно), демократичность (они любят изображать персонажей из народа (взять того же Маменко) – алкоголиков, «дачных мужей», долговязых и безграмотных люмпенов, скучающих домохозяек, пенсионерок («Новые русские бабки») – точные копии своей публики), «смех сквозь слезы» (особенно популярно самобичевание в духе Задорнова: «Ну, тупые!») и эксплуатация темы «конфликта отцов и детей» (попытка обстебать новомодные течения, спародировать своих детей и внуков). Само собой, такой юмор не будет популярен в среде молодежи. Никто не любит, когда их передразнивают, причем неумело и не смешно.
Новые армяне
Основные характерные черты нового юмора, наглядно представленного программами «Comedy Club» и «Наша Russia», – безудержное стремление к эпатажу, активная эксплуатация «основного инстинкта» (спекуляция сексуальной темой достигла своего апогея – зритель понимает все с полслова), аполитичность (отсутствие ярко выраженной социально-политической сатиры), отсутствие дидактики (юмор как чистое искусство – он ничему не учит, ни к чему не призывает и не обязывает). Все основные заводилы – отпрыски «масляковского клуба». Закомплексованные пуритане осуждают шайки Мартиросяна и Галустяна за «шутки ниже пояса». Однако на популярности оных товарищей это не отражается – она стремительно растет. И обвинять ребят в пошлости не совсем правильно. Любая прогрессивная юмористическая модель строилась по принципу «ниже пояса» – удачная шутка должна лишать человека спокойствия, провоцировать его на эмоции. Преодоление запретов – залог развития. Юмор в стиле Comedy Club тем и привлекателен для публики, что не ограничивает себя рамками приличия и допускает уместное употребление непечатных слов. Большинство зрителей хавает эту тему на раз-два. И радуется, что после «аншлагово-кривозеркального рабства» юмористическая эстрада наполнилась «молодой кровью»...
Детская загадка «кто в телефонном справочнике после Кудяшова» (Comedy Club) из уст Бульдога звучит гораздо смешнее любого петросяновского маразма. Обаятельные гастарбайтеры во сто крат привлекательнее увальня Ветрова. А острослов Павел Воля – магистр искусства колких реплик – способен опустить ниже плинтуса любого Арлазорова. Новый юмор отражает современные духовные процессы, происходящие в обществе: смешение полов, засилие пошлости, каша в головах 99% населения. И потому образ фрезеровщика с нетрадиционной сексуальной ориентацией («Наша Russia») не является чем-то из ряда вон выходящим – скоро голубая зараза проникнет и в ряды негламуризированного рабочего класса.
КВН тоже поменялся. Находчивость и интеллект куда-то улетучились – осталась только веселость. Вырос исполнительский уровень, стоит отметить и высокое качество шуток. Если в 90-х страна надрывала животы от дримтимовской шутки «Здравствуй, милый Золушок! Как твой заворот кишок?», то сейчас такой юмор считается «пережитком феодального прошлого» или, иными словами, «отстоем».
Юмор бывает разным...
По большому счету нельзя ответить на вопрос, какой юмор лучше. Эстетическую ценность любой шутки нужно рассматривать в контексте двух категорий: социальной и возрастной.
Каждому свое. В деревне свои приколы – там ценят «народную мудрость» и крепкое словцо. На «улице» тоже свои понятия о смешном, и они резко отличаются от принятых в интеллигентном обществе «юмористических норм». Какой-нибудь дембель, ляпнув что-нибудь экстраординарное, неэкстравагантное и уничижительно лапидарное типа «можно Машку за ляжку», не произведет никакого эффекта на начитанного и искушенного любителя Хармса. Равно как и этот самый любитель не сможет рассмешить дембеля витиеватой абсурдистской шуткой: «Основное сходство между тараканом и трактором состоит в том, что им обоим нет дела до творчества Шекспира». У разных социальных прослоек разные представления о юморе. И в каждом из них есть свои перлы – даже в сортирном. Однако следует признать, что в наше время шутки, предлагаемые увеселительной бригадой «Комеди Клаба», представляют для общества наибольший интерес, а следовательно, их можно считать самыми актуальными, а следовательно, и смешными.
Второй критерий – возрастные группы. У молодежи свой юмор – и он всегда отражает круг ее интересов, определяет их бытие и сознание. Поэтому представители осторожного и богобоязненного «поколения last», которых по причине «пышного природы увяданья» секс уже не интересует и которые как огня небесного боятся произносить непечатные слова (дабы не растерять свою порядочность в глазах общественности), не могут смеяться над шутками молодежи и считают их вульгарными. А тинейджеры, ничего не смыслящие в кролиководстве, не оценят по достоинству то, что «кролики – это не только ценный мех». Следовательно, у каждого поколения – свой юмор. Какой из них победит – покажет время. А как показывает история, всегда побеждает прогрессивный юмор – тот, который отвечает потребностям времени. Сегодня это «Наша Russia» и «Комеди клаб». Бог знает, что будет актуально завтра. Согласно концепции цикличного развития истории, завтра может вновь быть востребован чугуевский шлак Ваганыча...
Какой юмор
вы предпочитаете?
«Comedy Club» и «Наша Russia» – 40%
КВН – 24%
«Всякий, лишь бы шутка смешная была» – 14%
«Люблю смотреть «Аншлаг» Дубовицкой» – 7%
«Весь отечественный юмор – шлак!» – 7%
«Обожаю Задорнова» – 4%
«Программы с Петросяном для меня – бальзам на душу» – 2%
«Состою в Церкви Петросяна» – 2%
(нами опрошены 300 волгоградцев в возрасте от 15 до 75 лет)
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-01-15
|