Остаться пламенем в глазах...
...Кто ты? Тот, кто попросился на Землю ради того, чтобы сделать здесь что-то замечательное, что-то для тебя очень важное, что-то такое, что нельзя сделать больше нигде и никогда! Так чего же ты медлишь?..
Ричард Бах
Ради боли и горя? Или?..
– Сегодня к нам привезли паренька шестнадцати лет с саркомой кости. Будем помогать изо всех сил! Пойдемте в палату в онкологическое отделение на третий этаж, познакомимся, – говорит мне и фотографу Леониду Топроверу главный врач Волгоградского областного клинического хосписа Шамиль Гумерович Салимов.
...Игната только что осматривал врач. Одетый в шорты, чтобы не стеснять одеждой сильно раздутое опухолью колено, парень лежал на кровати и смотрел в окно. Он почти не замечал маму, суетливо готовящую ему обед на столике около окна, и нас, мимолетных гостей.
И, правда, пейзаж из окон этой палаты открывался сказочный: укутанные снегом сосны, широкая дорога, вдалеке – разноцветные дома уютного поселка. В каждом из этих домов, конечно же, живут люди. Со своими взглядами, мечтами, мыслями, талантами и планами, которые так хочется реализовать! Одним катастрофически не хватает друга, другим – просто собеседника, кто-то мечтает о брате, а кто-то – о внуке, помощнике или компаньоне... Но сейчас Игнат думал об этих людях обиженно: он завидовал их свободе и здоровью. Он хотел быть причастным даже к самым обыкновенным событиям человеческой жизни – прогулке под соснами, походу в магазин или игре в футбол, но вся эта жизнь с каждым днем все сильнее отдалялась от него. Вот-вот и она станет совсем недоступной! Как этот зимний пейзаж за стеклом! Как мама, гордо замкнувшаяся в своем горе. Как друзья-ровесники и интересные дела... Теперь почти постоянно Игнат ощущал себя ненужным. Все чаще в голову приходил вопрос: «А зачем я живу? Ради боли и горя? Тогда кому это нужно?».
Конечно, всех этих мыслей Игнат не высказал вслух. Тем более незнакомым людям, на пять минут вошедшим в его палату! Его же всегда учили быть правильным, умным, хорошо выглядеть... Он только время от времени кидал на новых людей отчаянные взгляды из-под пушистых ресниц да теребил и комкал простыню, валявшуюся рядом. Гости, неловко потоптавшись, ушли, а вопросы так и остались без ответов.
– Человека держит на Земле живое дело: малый ребенок, сад, недостроенный дом, любимый человек и даже чужой человек, которому просто нужна забота, – продолжая знакомить меня с пациентами онкологического отделения хосписа, рассказывает Шамиль Гумерович. – Как только дело жизни уходит, уходят и люди. Здесь, в хосписе, это особенно заметно. Например, в нашем неврологическом отделении на четвертом этаже в одной из палат сейчас лежат два пациента: мой однокурсник по Саратовской военно-медицинской академии Борис Иванович и его мама, ветеран войны. И я точно знаю: если навсегда уйдет один, то за ним очень скоро последует и другой. Борис Иванович упал, что называется, на скаку: оперировал, спасал, его пациенты во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске, на Сахалине по сей день вспоминают своего хирурга добрым словом, но вдруг страшный диагноз – болезнь Паркинсона! Теперь он почти обездвижен... Но даже когда в этом состоянии к Борису Ивановичу приехал его бывший пациент из Владивостока, тот, с трудом разговаривая, спросил: «Какая тебе нужна помощь?». И вот тогда здоровый во всех смыслах мужчина, стоящий перед кроватью моего однокурсника, заплакал...
Ищите путь к... жизни!
– Шамиль Гумерович, за четыре годы работы Волгоградского хосписа вы себе ответили на вопрос, почему у людей развиваются неизлечимые заболевания?
– Причин много: от канцерогенов в чипсах и вирусов до стресса и аморального образа жизни. Кстати, отрицательные эмоции, мысли, которые постоянно изнутри разъедают человека, могут колоссально подточить и его здоровье. Как это происходит? Примерно так: отрицательные эмоции, плохое настроение незаметно, но постоянно снижают иммунитет в организме, а значит, человек все время сам с собой борется, спорит, оправдывается, тратит силы неизвестно на что. И если в этот момент на изнуренный бесполезной борьбой человеческий организм случилась какая-то «атака» извне – вирусная, стрессовая, химическая, то ситуация может закончиться серьезным диагнозом. А если человек «зависает» в негативе постоянно, то диагноз просто обеспечен!
– Заметила, что те наши пациенты, которые откликаются на хорошую музыку, искренне интересуются делами своих соседей по палате или родственников, не только живут дольше, но даже и домой от нас выписываются, – подхватила наш разговор психолог хосписа Марина Ивина. – Правда, таких хеппи-эндов совсем немного, но если они случаются, то мы тоже не бросаем наших больных: звоним им домой, интересуемся их жизнью.
Кстати, над столом и.о. заведующей неврологическим отделением Волгоградского хосписа Татьяны Беликовой висит вот какая памятная табличка:
«Помни, что ты имеешь дело с человеком, а не просто пациентом!
Родственники могут иметь свои проблемы и представление о течении заболевания.
Все мы имеем свой эмоциональный опыт. У каждого он – уникален. А значит, может быть трудно одному человеку передать переживания другого!
Один случай не похож на другой. Поэтому бесполезно вырабатывать догматические суждения.
Всегда ищите пути к общению!».
– Татьяна Борисовна, что вдохновляет вас работать в хосписе?
– Те редкие случаи, когда наших пациентов выписывают домой. И еще: ощущение дома, семьи, которое мы сумели создать здесь. Это чувствуется по многому. Например, в хосписе не такой стремительный ритм, как в любых других медучреждениях, он более домашний, неспешный. Очень терпимый персонал: как добрые родители, мы стараемся выполнить все пожелания и даже капризы наших пациентов. И, наконец, здесь даже запах другой: к обеду пахнет домашним борщом, а в остальное время – лишь чуть-чуть дезинфекцией. Хотя многие больные обездвижены...
Оставлю след!
– Шамиль Гумерович, как вы нашли в себе смелость стать главным врачом хосписа? Тем более что за вашими плечами полковника военной медицинской службы аж четыре военные кампании – Вьетнам, Кампучия, Эфиопия и Чечня 1995–1996 годов?
– Думаю, я поступил как Сисилия Сандерс. У меня от рака умерла мама. Мама, благодаря которой мы с супругой вырастили троих замечательных сыновей – Игоря, Дмитрия и Алексея, которые пошли по моим стопам – стали хирургами, но в разных областях медицины. Дело в том, что моя карьера началась с БАМа – я работал начальником госпиталя в Тынде. И моя мама бросила все и приехала к нам, чтобы помогать ставить на ноги детей... А потом так и была с нами до конца, ей очень хотелось быть нам полезной, жить для чего-то! Вот и мне хочется заниматься настоящим делом. До конца. И чтобы остался след после...
Что можно сделать прямо сейчас?
Инициативная группа при поддержке чемпиона Олимпийских игр Алексея Петрова и отдела по молодежной политике, культуре и общественным связям администрации Центрального района г. Волгограда проводит благотворительную акцию «Фонтан надежды». Суть ее: безвозмездно собрать средства на ремонт детской площадки на территории Волгоградского областного клинического хосписа, куда ежедневно ходят гулять юные и взрослые пациенты хосписа. Приблизительная стоимость ремонта – 185 тыс. руб. Мы будем рады любой сумме, которую вы без ущерба для себя и семьи сможете пожертвовать на это! И эти деньги станут реальным вкладом в создание комфортных условий ЖИЗНИ.
Из истории хосписов
Первые хосписы появились очень давно – во времена паломников, пешком или верхом совершавших путешествие к Святой земле. Естественно, что на пути в Иерусалим некоторые люди заболевали или просто уставали настолько, что уже не могли полноценно продолжать путешествие. Вот тогда на пути паломников и стали создавать странноприимные дома, деньги на строительство и содержание которых давали церковь и просто богатые люди, меценаты. Естественно, что там путники получали не только отдых, но и какое-то лечение.
Некоторые странники находились уже в столь плачевном состоянии, что умирали в странноприимных домах, так и не дойдя до Святой земли. Позже сложилось мнение, что врач не должен подходить к безнадежным больным, потому что помочь он все равно уже им не может, а тот факт, что они умерли, серьезно подорвет его авторитет. И был период, когда умирающих оставляли только на попечение священников или близких людей. Врачебной помощи не оказывали.
Первый хоспис в начале двадцатого века открыла в Лондоне медсестра Сисилия Сандерс. Ее муж умер от рака. Ухаживая за ним, Сисилия прошла все круги ада, потому что на четвертой стадии развития заболевания ни в одной больнице Лондона супруга уже не брали, а мучился он страшно. После смерти мужа и в память о нем Сисилия, собрав собственные деньги и средства друзей, создала первый в мире хоспис. Цель его – помогать безнадежным больным до их последнего вздоха.
На сегодня хосписы есть во всех развитых странах. В России первый хоспис появился в Санкт-Петербурге 15 лет назад. На сегодня в нашей стране насчитывается 78 хосписов. ГУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» был организован в ноябре 2004 года. Его цель – бесплатная, доступная помощь людям с неизлечимыми заболеваниями, многие из которых брошены родственниками. На сегодня Волгоградский хоспис является одним из лучших в России. Более того, единственным в нашем регионе.
В Волгоградском хосписе работают четыре отделения – онкологическое, терапевтическое, неврологическое и педиатрическое. Противопоказаниями к приему пациентов в хоспис являются: туберкулез легких в острой стадии, венерические заболевания, психиатрические расстройства, острые инфекционные заболевания, включая ВИЧ.
Расчетный счет
Волгоградского хосписа:
ГУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис», почтовый адрес: 400079, Волгоград, ул. Санаторная, 30, ИНН 3447022458 КПП 344701001
Получатель: Комитет бюд-жетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (ГУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» л/с 1134400430)
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград р/с 40603810100003000158
БИК 041806001
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-01-15
|