Попробуйте хотя бы Рождество прожить по 10 заповедям
Мне всегда было интересно, почему православный люд празднует Рождество 7 января, а братья-католики – уже 25 декабря. Собственно, именно этот историко-библейский вопрос стал прологом для моей интереснейшей беседы с игуменом Елисеем – наместником Свято-Троицкого Белогорского монастыря (что под Ольховкой) и настоятелем церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского, которая действует в Краснооктябрьском районе.
– Если ссылаться на автора «Настольной книги для священнослужителей» Сергея Булгакова, то картина получается такая: до 4 века н. э. чаще западные, чем восточные церкви праздновали общий праздник, который объединял два современных – Рождество и Крещение Господне. Назывался он Богоявление, то есть Бог явился к людям во плоти, и отмечали его 19 января по современному стилю, то есть по григорианскому календарю. А по Юлианскому календарю это будет ночь с 6-го на 7 января. Дело в том, что до сих пор точной даты рождения Христа не установлено, но был взят шестой день от начала года по той логике, что Бог именно в шестой день творения создал человека, а на седьмой, как известно, Бог почил, то есть отдыхал от трудов своих, поэтому в седьмой день недели мы отдыхаем, не трудимся, празднуем.
С 4 века н. э. происходит переход большинства государственных церквей на григорианский календарь, за исключением Русской, Грузинской и Сербской, остающихся верными Юлианскому календарю. Поправка между старым (юлианским) и современным (григорианским) календарями в 20-м и 21-м веке равняется тринадцати дням (кстати, в девятнадцатом она составляла двенадцать, а в восемнадцатом – лишь одиннадцать дней). Вот и выходит как раз 25 декабря – нынешнее католическое Рождество. Еще один важный момент: как раз на 25 декабря приходился языческий праздник Сатурналий в честь древних богов плодородия, когда выставлялись подарки, свечи, куклы... Но поскольку у славян языческие традиции были и так крайне сильны, то, дабы не поддерживать их и дальше, Рождество было решено отмечать позже, то есть 7 января, чтобы не возникало аналогий...
– Чем отличается настроение католического и христанского праздника Рождества?
– Для католиков Рождество – это подведение итогов, окончание какого-то цикла, а для православных – это, напротив, начало. Начало нового года, этапа, жизни, в конце концов – Христос же родился! Нет, вы не представляете, что испытывает священник, который выходит после первой рождественской литургии ночью из церкви: весь город сладко спит, на небе ярко мерцают звезды, в воздухе – тишина и умиротворение... Еще приходит понимание, что ангелы возвестили о рождении Спасителя пастухам просто потому, что все остальные люди проспали это чудо! И век от века ситуация не меняется: если сравнить то количество народа, которое живет, допустим, в нашем Краснооктябрьском районе, и то число прихожан, которые предпочли провести Рождественскую ночь в церкви Иоанна Кронштадтского, с количеством горожан в Вифлееме (Бейт-Лехеме) и тремя пастухами, то пропорция получится примерно одна и та же! Увы, люди мало обращают внимания на случающиеся вокруг них чудеса...
– Отец Елисей, а вы сами не утратили способность каждый год много лет подряд радоваться в рождественскую ночь событию, которому вот уже 2008 лет?
– Как вы думаете, чем театр отличается от церкви? Ведь действа так похожи: артист (священник) выходит к публике (пастве) и что-то там говорит (проповедует). При этом он роскошно одет, вокруг льется удивительный свет, чудесно пахнет... А суть отличий в следующем: если в театре спектакль несет в себе лишь воспоминание о событиях, то в церкви священник каждый раз переживает то или другое библейское событие заново. Так же искренне, чисто, честно, сильно! Еще Рождество называют Детским праздником. И не только потому, что родился младенец – Иисус Христос, а потому что окрыленная рождением Спасителя каждая человеческая душа с энергией, чистотой и бесхитростностью ребенка устремляется в новый год, в лучшее будущее. Но, кстати, в православной церкви главенствующая роль уделяется Пасхе – Празднику Пасхи, воскрешению Иисуса Христа, демонстрации им бессмертия любой человеческой души. На Западе же более важная роль отводится Рождеству, дескать, если бы младенец Иисус Христос не родился, то и не смог бы он в 33 года принять мученическую смерть и воскреснуть...
– Отец Елисей, а Новый год лично для вас – это праздник?
– Праздник, но только светский. Дело в том, что все люди церковные уже где-то со 2 января начинают жить ожиданием Рождества. Даже в книгах этот период называется как Предпразднество, то есть ожидание большого праздника.
– Частенько верующих людей сегодня обвиняют в потребительстве, дескать, ставят свечки и ходят на церковные службы только для того, чтобы обрести вечное спасение. Как вы относитесь к таким прихожанам?
– Конечно, для верующего человека поставить свечку – дело малое, а вот для пришедшего в церковь впервые – важный шаг. Ведь почему приходят в церковь? Как правило, неосознанно! Душа чего-то просит, мается, болит. И никто человеку не в силах помочь: ни врач, ни психолог, ни даже друг или родители... Вот он и идет с последней надеждой к священнику: помогите груз с души снять, душу от оков освободить...
– Сейчас стало модно (или просто время настало?) говорить о служении. В чем заключается служение для христианина?
– Всего лишь в соблюдении всех десяти заповедей. На первый взгляд – легко и просто, но вы попробуйте хотя бы один день (пусть это будет праздник Рождества) никого не осуждать, не сквернословить, не завидовать, не осуждать, быть терпимыми ко всем человеческим заблуждениям. А если так жить всю жизнь? О, это огромный труд! Понятное дело, что не только верующие, но и священники, которые выбирают этот путь, оступаются. И не раз, и не два... Но в том и заключается, говоря по-мирскому, работа над собой, чтобы падать, оступаться, срываться, но опять подниматься и идти к поставленной цели. И понимание веры приходит лишь с ее проживанием, то есть когда ты делом подтверждаешь все ее положения. Например, не сквернословить означает, что ты прежде всего сам отказываешься от мата...
А знаете, почему уныние считается одним из тяжких грехов? Потому что это как раз и есть отказ от работы над собой: все, я сложил лапки, поверил, что у меня ничего не получится...
– На ваш взгляд, изменились ли нынешние прихожане?
– Безусловно! Они стали значительно моложе. Раньше кто в церковь шел? Правильно, бабушки! И дай им Бог здоровья за то, что они эту веру на своих плечах все-таки сохранили, все-таки донесли до нынешних поколений какие-то традиции. А сейчас в церковь приходит все больше молодежи. В Царицынский православный университет, в семинарии, в духовные училища поступают, как правило, ищущие молодые люди. А волгоградские священники? Как правило, молодые мужчины с высшим светским образованием: например, мои друзья отец Демиан и отец Алексий в прошлом – медики, отец Анатолий – артист, сам я учился в Волгоградском техуниверситете, но, признаться честно, у меня с ним «отношения» не сложились...
– Можно ли назвать человека верующего человеком созидающим?
– Конечно! Ведь каждый человек был создан по образу и подобию Бога и обладает высшей способностью Бога – созидать. А что значит созидать? Исполнять задуманное, так ведь? И на самом деле ведь человек, который уверен в благополучном исходе какого-то дела, в итоге все получает. Почему? Он верит в себя, в свои силы, верит, что Бог или, как говорят миряне, Вселенная, ему поможет. И все у него действительно складывается. Но чтобы эта уверенность поселилась в человеческой душе, следует над собой поработать: очистить ее от всякого ненужного хлама – обид, неуверенности, скверных слов... Что я и призываю сделать накануне Рождества.
С Рождеством вас, дорогие читатели «Молодого»! И помните: кто как строит свою жизнь на Земле, тот такую наследует и после смерти...
Рождественские традиции
В Средневековье религиозные праздники фактически были единственными праздниками. Поэтому люди стремились продлить эти праздники как можно дольше. Со временем Рождество вместо одного дня превратилось в 12 – от Рождества до Крещения. В богатых семействах было принято дарить друг другу подарки на каждый из 12 дней. Это сделало популярным рождественский гимн «Двенадцать святочных деньков»...
Рождественский венок
Рождественский венок имеет лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).
Колокольчики
Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа.
Рождественская елка для птиц
Рождественская елка для птиц – скандинавская традиция. Люди пытаются разделить свою радость в праздник Рождества с другими живыми существами. Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Праздник на улице добавляет веселья празднику в доме.
Рождественские свечи
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.
Рождественские открытки
В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.
Рождественские украшения
Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда. Затем – рождественские свечи. Такой груз был, безусловно, слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-01-01
|