О, если б Фурсенко был я...
Министр образования... Звучит очень емко и солидно. Именно этот человек отвечает за научный потенциал страны. От того, с каким багажом знаний мы войдем во взрослую жизнь, зависит будущее каждого гражданина нашей страны! Я хочу порассуждать о том, что бы я сделала, если бы была министром образования.
К сожалению, сегодня часто и суетно употребляется слово «образование». Даже бывшая Академия педагогических наук стала Академией образования. Звучит сухо, холодно, бессердечно. Иногда мне кажется, что школу норовят освободить от функции воспитания и ответственности за формирование человеческой личности. Из многих образовательных учреждений уходят такие понятия, как «любовь», «привязанность», «благодарность». Дети в школах не получают ответов на многочисленные вопросы: в чем правда жизни, ради чего жить? Но современным людям мало об этом узнать, прочитать – надо в этом разобраться и утвердиться. А поможет, конечно же, учитель.
Как министру образования, мне необходимо знать, каков современный учитель, как ему живется, не разуверился ли он под гнетом повседневности? А если разуверился? Чем и как он поможет воспитаннику своему?
Я считаю самой важной задачей – оказание действенной помощи самому учителю. Нужно улучшить его материальное положение. Педагог должен верить в свое истинно святое предназначение – обучение и воспитание детей, формирование в них лучших качеств личности. Замечательным преподавателям надо присваивать звание «Народный учитель России», а также учредить премию из фонда благодарных учеников.
Известно, общество не выносит культурного вакуума. Всегда и во все времена существует потребность в культуре. Человеческий мозг обладает колоссальными резервами для развития своих способностей. История, литература, музыка, искусство расширяют у детей возможность восприятия мира культуры, делают их счастливыми.
Я считаю, нет ничего вреднее в нашем мире невероятных возможностей утверждать: «На ошибках учатся!». На чьих ошибках? Своих? Их не должно быть. От ошибок может пострадать все человечество. Будем учиться на ошибках прошлого, то есть хорошо изучать историю и литературу.
Многие исследования показывают, что современные дети недостаточно хорошо знают историю своей страны. Не знают о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о сражении под Москвой. Мне кажется, что было бы целесообразно ввести видеоуроки в школах по курсу истории России, ее славных страниц, знаменательных событий. Обязательно нужно «расшевелить» молодежь и, самое главное, воспитывать в наших ребятах уважение к прошлому страны.
Нужно обратить внимание и на отношения между учениками и учителями. Нередко беседа между ними заканчивается нравоучением. А ведь важно, чтобы учащиеся сами могли понять и почувствовать правоту наставника. Находясь в статусе министра образования, я посоветовала бы ввести в школах уроки вдумчивого чтения. Именно вдумчивого, с последующим обсуждением прочитанного с учителем! Обязательное «чтение-диалог» как повод для глубокого и задушевного общения старших и младших. Помочь ребенку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного «я».
Хотелось бы отменить отметки по таким учебным дисциплинам, как музыка, физическая культура, изобразительное искусство. Несомненно, в мире существуют эталоны – прекрасные образцы живописи, классическая музыка, спортивные рекорды. Но каждый ученик индивидуален и уникален, поэтому не нужно устанавливать на этих уроках общепринятую шкалу отметок. По окончании школы можно выдать каждому выпускнику аттестат, где будут отмечены его особые способности. Такая форма оценки может оказаться намного полезней, чем просто отметка, пусть даже отличная! Не нужно забывать: в школе мы учимся понимать прекрасное и быть счастливыми, просто радоваться жизни!
Елена БУЛАТКИНА
Опубликовано: 2008-12-25
|