Научные исследования: рецепт приготовления
На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице.
Френсис Бэкон
о научных изысканиях
НИРС... Красивая и элегантная аббревиатура, похожая на фамилию уважаемого зарубежного ученого с большим опытом работы. Такой она кажется первокурсникам, радующимся своим первым семестрам. А между тем речь идет о научно-исследовательской работе студентов – занятии серьезном и интересном, требующем затрат времени и вдохновения исследователя.
НИРС (давайте закрепим красивое сочетание в памяти) является неотъемлемой частью студенческой жизни и работы, ведь без этого не получится успешная профессиональная карьера. К тому же для многих студентов работа над научными исследованиями – это настоящее удовольствие от творческой самореализации и достигнутых успехов, благодаря которой появляется уверенность в себе – уверенность, что ты способен на высокие результаты.
И все же НИРС не только приятное времяпрепровождение. Приходится часто сталкиваться с такими «препятствиями», которые трудно перепрыгнуть одним махом. Вот мы и решили поинтересоваться у наших студентов, что помогает и мотивирует их заниматься исследовательской деятельностью, а что мешает.
Ольга, факультет иностранных языков:
– Что действительно помогает, так это помощь моего научного руководителя словом и делом. Очень приятно бывает во время поиска источников по теме найти литературу, связанную с полезной практической деятельностью в другой области. А еще иметь возможность сформировать в себе умение выделять главное из общего – это здорово!
Анна, филологический факультет:
– Мой оптимизм поддерживает мысль о том, что нас, соратников по научным изысканиям, много, и все мы стараемся внести в науку свой вклад. Если изучаемая проблема действительно заинтересовала, начинаешь получать удовольствие от того, что делаешь.
Александр, факультет иностранных языков:
– Для меня неподдельный интерес к теме исследования – один из основных гарантов положительных эмоций во время НИР. Более того, часто в конце литературного источника можно легко найти список других полезных мне материалов для продолжения работы. Вообще постоянное наличие практических материалов не дает интересу угаснуть: кто-то уже реализовал эту схему или методику, а можно придумать новую, лучшую!
Но, конечно, молодой исследователь сталкивается и с определенными проблемами. Что может препятствовать на этом пути?
Александр:
– Во-первых, это большая учебная загруженность, как моя, так и моего научного руководителя. Большие объемы домашних заданий не позволяют уделить столько времени для исследований, сколько хотелось бы. И, во-вторых, не всегда удается найти нужное количество теоретических материалов для анализа.
Анна:
– Думаю, что это затрудненный доступ к информации об общероссийских и международных научных конференциях в других городах. По моей специальности конференции проводятся достаточно редко, а хотелось бы чаще в них участвовать.
Ольга:
– Для меня нехватка времени – ощутимое препятствие для научной работы. Я, как и многие сегодняшние студенты, стараюсь совмещать учебу и работу, поэтому иногда равномерно распределить время на то и другое бывает достаточно тяжело. Также приходится часто сталкиваться с тем, что нужных литературных источников в библиотеках не хватает, а те, что в наличии, оказываются не по моей тематике.
Итак, проблемы существуют, но как их решить?
Этот вопрос мы задали нашим преподавателям и выяснили следующее. По мнению большинства из них, необходимо обеспечить в нашем университете более эффективную информационную поддержку научных конкурсов и конференций, проходящих в других городах России.
Что касается проблемы повышения мотивации студентов к занятию НИРС, то по этому вопросу мнения преподавателей расходятся. Одни считают, что мотивация формируется с поступлением в вуз, так как каждый студент должен осознавать важность получения им знаний по конкретной специальности. Кроме того, если важнейшие дисциплины преподносятся профессионально, то будут постоянно привлекать интерес студента и поддерживать его желание идти дальше. Другие преподаватели, напротив, подчеркивают значимость мотивирующих бесед со студентами, в процессе которых научный руководитель проявляет собственное отношение к науке, «раздвигает горизонты» обыденного познания, выражает уверенность в том, что студент способен внести серьезный вклад в развитие конкретной отрасли науки. Так, знаменитый физик-исследователь Нильс Бор, принимая на работу молодых лаборантов, говорил каждому из них: «Надеюсь чему-то научиться у вас, коллега».
Да, порой трудно бывает взбираться по винтовой лестнице, ведущей к успехам в НИРС. Но спросите тех, кто достиг признания в научном обществе: жалеют ли они о своем выборе? Вряд ли вы услышите утвердительный ответ.
Дмитрий ХОДЯКОВ
Опубликовано: 2008-12-18
|