Личные вопросы
Мы ходим в школу для того, чтобы получать знания. Но, как ни странно, порою даже вопросы по школьной программе вызывают у учителей отрицательную реакцию. Что уж говорить о своих личных вопросах. А потому сегодня «Молодой» предложил читателям напрямую пообщаться со специалистом, чья работа как раз заключается в непрерывном диалоге. Светлана Голубь, доцент психологических наук, практикующий психолог, отвечает на вопросы нашей «прямой линии», которые по каким-либо причинам так и не были заданы учителям.
? Марина Потапова, ученица 8-го класса:
– Я слышала, что левши и люди, владеющие в равной степени обеими руками, хуже успевают в школе, чем правши. Это были данные, если не ошибаюсь, какого-то английского исследования. Еще сказали, что девочки-левши учатся хуже, чем мальчики-левши. Для меня это особенно актуально, потому что сама левша. Учусь на «четыре» и «пять», но не всегда справляюсь с русским языком и литературой.
!Ответ психолога:
– Я также слышала о таких исследованиях. Однако количества опрошенных недостаточно для сколько-нибудь четких заключений. Поэтому просто учитесь! И, кстати, не забывайте, что большинство гениев – левши. То есть они занимают самую верхнюю и самую нижнюю ступень в спектре способностей. Среди них великий Леонардо, Жанна д’Арк, Джордж Буш-старший, Курт Кобейн.
?Витя Павлов, ученик 10-го класса:
– Если младшеклассники корпят над математикой и прочими науками и в школе, и дома, то народ постарше склонен к легкомысленному отношению к домашним заданиям. Но тем не менее на дальнейший уровень жизни выполнение д/з никак не влияет. Правда ли это?
!Светлана Голубь:
– Действительно, рвение к учебе идет вразрез с личностью подростка в период формирования. Быть в глазах сверстников «ботаником» активно не нравится нашим детям. Но подобное положение вещей учителя и родители тщательно пытаются изменить: мотивируют, как только могут, убеждая школьников в том, что усердие и труд (в частности, при выполнении домашних заданий) в будущем приведут их к более значительному и стабильному успеху в обществе. Да, возможно, что в СССР с покладистостью и исполнительностью как основными условиями успеха это было именно так. Но сейчас на рынке труда ценится дороже всего успешная коммуникация. А ей ребенок научится ли, взаимодействуя с учебником? Так что не зацикливаемся на книгах. Всего, подчеркиваю, должно быть в меру: и общения с друзьями, и выполнения домашних заданий.
?Алина Косова, ученица 11-го класса:
– Некоторые учителя говорят, что если мы не будем заниматься дополнительно, то хороших оценок не будет. При этом репетитором оказывается сам учитель, хотя и проводит занятие почти для всего класса сразу. Потом он еще раз скажет, что надо бы заниматься, когда отрицательные оценки начнутся. Далее остаются оценки без комментариев. Как с этим быть? Классный руководитель посоветовала спокойно доучиться, не идя на конфликт с педагогом. Мол, оценку по предмету это улучшит…
!Отвечает психолог:
– Согласно поправкам к Кодексу об административных правонарушениях и закону «Об образовании», репетиторство без заключения договора об оказании платных услуг является незаконным. И в настоящий момент депутатами Госдумы рассчитываются размеры штрафов из доходов за оказание таких услуг.
?Оля Нижнева, 9-й класс:
– Правда ли, что телевизор так сильно ухудшает здоровье? Ведь не только «Дом-2» и сериалы показывают, можно и познавательные передачи посмотреть, да и политику ту же…
!Светлана Голубь:
– Современный ребенок в среднем тратит около 45 часов в неделю на разные средства аудиовизуальной информации (просмотр телепередач, газет и журналов, прослушивание музыки, посещение веб-сайтов, отправление смс и погружение в компьютерные игры). Для сравнения: около 30 часов в неделю дети тратят на занятия в школе и только около 17 – на общение с родителями. Есть над чем задуматься? Тогда скажу еще: самую непосредственную связь на здоровье детей оказывает просмотр телепередач, влияя на набор лишнего веса. Около 86% проводившихся исследований обнаружили значимое соотношение между увеличением часов просмотра телепередач и риском лишнего веса у детей. Среди детей, которые проводили около телеэкрана больше 8 часов в неделю с трехлетнего возраста, к семи годам оказалось значительно больше тех, кто страдает от избыточного веса, по сравнению с ровесниками, не проводящими так много времени за просмотром передач. В целом надо учиться правильно пользоваться средствами массовой информации, не тратя на них лишнее время. И, разумеется, несмотря на все свои «не хочу», в обязательном порядке посещать уроки физкультуры, ходить в спортивные кружки, секции и т.п.
?Наташа Маркина, 7-й класс:
– У меня есть младший брат, ему 5 лет. Ходит в детский сад, а после... Игрушки, разбросанные по всей квартире, крошки на диване, фантики на столе... Убирать за собой, быть аккуратным не хочет! Ему и родители говорят, но он по-прежнему разбрасывает вещи, забегает в комнату в сапогах и ест грязными руками. Что делать?
!Светлана Голубь:
– Наташа, тебе и родителям надо понять, что малышу сложно ежедневно выполнять действия, требующие серьезных усилий и не приносящих радости. Только совместное выполнение домашних дел будет для братика посильной задачей. Хвалите его, это один из необходимых компонентов приучения к порядку. Его самостоятельные попытки помочь вам, даже если закончились отнюдь не успехом, тоже заслуживают поощрения. Не критикуйте, а делайте все вместе. И тогда братик приложит усилия, чтобы порадовать тебя и выполнить свои обязанности (хотя в его возрасте даже уборку игрушек трудно назвать «обязанностями»). Родителям следует помнить, что никогда нельзя наказывать малыша домашними делами, иначе он свяжет оба эти понятия воедино и любое порученное ему дело будет воспринимать как наказание, от которого он будет любым способом отлынивать.
?Глеб Шимко, 10-й класс:
– Когда я учился в начальной школе, то очень много фантазировал. Рассказывал о невероятных приключениях во дворе, о своих волшебных друзьях...Родители не обращали на это внимания, потому что папа тоже был таким фантазером в детстве. А вот в школе учителя очень не любили моих историй. Хорошо это или плохо, когда вот так рассказываешь о том, чего на самом деле не было? (Глеб рассказал, как они с другом выследили бандита, который угнал мотоцикл из их двора. Мальчики за ним следили, собирали улики. На самом деле тогда мальчик услышал от бабушки, что воры забрались в гараж соседей.)
!Светлана Голубь:
– Фантазия – это прекрасно! Всегда счастливая и яркая жизнь. А взрослым на нее надо смотреть как на увлекательную развивающую игру. Всегда сочиняются сказки, где два главных героя попадают в различные переделки. Причем один из них – точная копия самого сочинителя, а второй отражает то поведение, которое ребенок видит идеальным. И крайне редко оно бывает плохим. Так что пусть оба «друга» идут к заветным целям, столкнувшись с проблемами, понимают необходимость измениться и научиться быть более аккуратными, организованными, дружными. Эта фантазия замечательна хотя бы потому, что на примере такой модели жизни ребенок всегда знает, что добро непременно победит зло!
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2008-12-18
|