Семья и ребенок в Европе исчисляются в денежных единицах
Европейцы пришли к выводу, жениться и рожать детей – себе дороже. Вследствие такого умозаключения в Европейском союзе с каждым годом увеличивается количество одиноких людей и царит угрожающе низкая рождаемость. Если российские политики не приложат усилий к улучшению семейной политики в нашей стране, подобная судьба может постигнуть и наше стремительно коммерциализирующееся общество.
«НЕСЕМЕЙНАЯ» ПОЛИТИКА
Одиночество и малая рождаемость в Европе не в последнюю очередь результат здешней политики «невыгодности» семейной жизни. Эта идея проповедуется с экранов телевизоров и со страниц журналов, исходит из уст политиков, актеров, общественных деятелей. Семейная жизнь в них изображается скучной и монотонной, ребенок – обузой, ущемляющей европейские святыни – свободу и независимость. Не в последнюю очередь виноваты в такой ситуации и многовековые устои жизни в, казалось бы, прогрессивной Европе. На деле эти устои берут свои истоки чуть ли не в Средневековье и строго определяют роль мужчины и женщины в семье. Они в ЕС донельзя традиционны. Так, несмотря на множество женских организаций, женщина-мать в Европе фактически остается классической домохозяйкой – у плиты и с ребенком на руках, чего тамошние дамы пытаются избежать, просто не выходя замуж и не рожая детей. Мужчина-семьянин – это, как и несколько столетий назад, кормилец, добывающий пищу материальную. Отцы, сидящие дома и занимающиеся воспитанием ребенка, в Европе скорее исключение.
Вообще семью и ребенка на старом континенте смышленые статистики уже давно перевели в денежные единицы. Скрупулезные немцы, просчитывая «стоимость» детей, пришли к выводу, что иметь их дело неприбыльное, так как от пеленок до институтской скамьи ребенок стоит его кормильцам более 100000 евро. Шведы и швейцарцы в целях экономии заключают жизненные страховки для своих наследников чуть ли не в роддоме. Австрийцы выбирают религию для крещения отпрысков не в зависимости от их собственной веры, а в зависимости от суммы церковных налогов.
«ПРОСТО ПОДАРКИ»
Для капиталистической экономики ребенок и его родители – уже давно не что иное, как средство заработать и разбогатеть. Будущих мам еще в послеродовой заваливают коммерческими предложениями самых разных видов – от подписки на журналы и газеты до детского питания и открытия банковских счетов. А при возвращении бедных мам из роддома домой европейская рыночная экономика прямо-таки начинает террор над ними и их супругами.
Так, к примеру, никого уже не удивляют наглые визиты представителей фирм-распространителей прямо на дом к новоиспеченным мамам и папам. Коммерсанты в этом случае рассчитывают все до мельчайших деталей. Приходят днем, зная, что застанут сердобольную молодую маму одну и она не сможет хладнокровно закрыть дверь перед их носом. Отец-кормилец занят в это время добычей денег. Для доверительности фирмачи узнают заранее имена родителей, возраст ребенка и посылают на такие акции работников женского пола, которые предстают настоящими феями, готовыми исполнить любое желание родителей и их младенца.
Звонок в дверь – и на пороге появляется вежливая дама с ярким буклетом «просто подарков»: новые модели памперсов, пластиковые приборы для первой кашки, детские крема и шампуни, прокладки для кормящей мамочки. На первый взгляд безобидные презенты оказываются впоследствии разорительными и ненужными обязаловками для мам и пап. Ведь оказывается, что как бы невзначай приложенный к рекламе журнал «Родители» был вовсе не для знакомства, а предполагал подписку на целый год. Бутылка вина «для обмытия наследника» тоже была вовсе не бесплатна, а обязывает теперь заказывать этот напиток по каталогу в дорожайшем винном погребе каждый месяц. К тому же через анкеты от незатейливых пробничков кремов и масел для грудничка их производителям удалось выманить все данные их адресатов, и теперь они завалят их рекламой по самые уши.
ТЕЛЕФОННЫЙ И БАНКОВСКИЙ ТЕРРОР
К телефону новоиспеченным родителям тоже лучше не подходить. Каждые пять минут по проводной и беспроводной связи к ним поступают новые сногсшибательные предложения. Представители некоторых фирм-обманщиц предлагают то бесплатную погремушку, то книжку для малыша. А в придачу к ним уже не бесплатные товары – ненужные вещи по высоким ценам или абонемент на дорогую скучную газету. Неосторожное «да» по телефону оказывается автоматически согласием на покупку того или иного товара или печатного средства массовой информации. Квитанция на оплату всех этих услуг приходит, разумеется, позже, когда несчастные родители уже в принципе забыли о коварном телефонном разговоре. С юридической точки зрения такие фирмачи хорошо подкованы и заранее защищают себя многочисленными адвокатами.
У банков в отношении молодых семей тоже разработана захватническая политика. Будучи наиболее богатыми в числе всех экономических организаций, они покупают адреса молодых мам уже в роддоме и присылают к их выписке письмо с финансовыми предложениями для малыша. Обычно оно формулируется следующим образом: «Дорогой малыш! Мы очень рады твоему появлению на свет и хотим, чтобы твою жизнь ничего не омрачало. Мы подготовили для тебя сюрприз, о чем и спешим сообщить твоим родителям». Как бы невзначай к письму прилагается миленький вязаный носочек для младенца. Вот только беда – банк опять же как бы невзначай забывает вложить в конверт второй носочек. Зато не забывает сделать приписку, что все недостающее молодые родители получат по приходу в банк. Вроде бы мелочь, но действует безотказно. В результате такому банку удается поймать на удочку новых клиентов, открывающих счет для своего отпрыска на кругленькие суммы.
ЛЕГЕНЬКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Агрессивные стратегии в отношении молодых семей – козырь многих предприятий легкой промышленности. В их основу полагаются, как правило, самые разные научные и ненаучные теории. Так, например, «Памперс» утверждает, что очень вредно рано сажать детей на горшок, так как это якобы насилие для ребенка, еще не понимающего, когда нужно писать и какать, и лишь вызывает у него стресс. В результате европейские мальчики и девочки ходят с памперсами до трех лет, помогая «Памперсу» процветать, источают запахи налево и направо и страдают впоследствии задержкой развития детородных органов.
Пищевая промышленность в отношении молодых семей с детьми еще хитрее. С целью продать побольше молочных смесей кормящим мамочкам внушается, что грудное молоко вредно для ребенка, так как загрязнено выбросами из окружающей среды и передает младенцу болезни матери. В конечном итоге целые поколения европейцев вырастают на баночках и бутылочках, не имея нужного иммунитета и страдая всю последующую жизнь от аллергий и прочих хронических заболеваний.
ПРИРОДУ НЕ ОБМАНЕШЬ
Можно долго рассуждать о правильности или неправильности такого коммерческого подхода к семье и детям в Европе. Мол, живут же, не вымерли еще. Да и вообще нам ли учить цивилизованную Европу, с ее высокоразвитой индустрией и социальными системами? Но факт остается фактом: жить на старом континенте становится с каждым годом не лучше, а хуже. Труднее и в экономическом, и в социальном плане. Увеличиваются цены, уменьшаются зарплаты, урезаются пенсии, усиливается безработица. Социальные структуры, столетиями защищавшие самые слабые слои населения, сегодня уже не могут выполнять собственные функции. Не последнюю роль в этой негативной тенденции в Европе играет старение населения, как следствие низкой рождаемости.
Итак, коммерциализация семейной политики – вещь неблагодарная во всех отношениях. Вывод один: против природы не попрешь, а значит, надо жениться и рожать детей. Ведь это вещь не только самая естественная на свете, но и еще единственно приемлемая для выживания любого общества.
Дарья БЕРЕЖНИЦКАЯ
Опубликовано: 2008-12-18
|