В России чувствуешь себя аквариумной рыбкой в реке...
Немецкий студент-строитель Мирко Леманн недавно посетил Волгоград вместе со своей русскоязычной семьей – женой-волгоградкой и двуязычным сыном Николаем. Это путешествие стало для жителя небольшого студенческого городка Мюнстера на северо-западе Германии очень важным жизненным опытом, который, как говорит сам Мирко, перевернул с головы на ноги всю его европейскую систему ценностей.
– Как живется в Волгограде человеку, рожденному в немецкой глубинке?
– Конечно, мне пришлось ко многому привыкать. Честно говоря, первое время я себя чувствовал как аквариумная рыба, которую вдруг ни с того ни с сего выпустили в быструю горную реку. Делать покупки, менять деньги, ездить на машине, заправляться – в России вообще и в Волгограде в частности все по-другому, чем в Германии.
– Расскажи о своем городе. Как живут люди в Мюнстере?
– В Мюнстере 250 тысяч жителей, 40 тысяч из которых студенты. То есть можете себе представить, что это такое: студенты самые прибыльные работники, за них работодателям не надо платить налоги, поэтому они работают везде. В кафе вас обслуживают студенты, в фирмах по телефону вам отвечают студенты, в домах престарелых за бабушками и дедушками ухаживают студенты...
А вообще Мюнстер – это город адвокатов, учителей и врачей – в Германии самой высокооплачиваемой и самой консервативной категории. Это проявляется во всем – как люди одеты, как разговаривают, как проводят время. Например, здесь редко увидишь яркие автомобили или людей, одетых вызывающе. Хвалиться богатством здесь не принято, хотя богатых здесь много. Уровень жизни здесь один из самых высоких на старом континенте. Мюнстер даже завоевал недавно приз как самый посещаемый город в Европе.
– Заметил во время своего пребывания в Волгограде вещи, которые, по твоему мнению, опасны?
– Да, даже если они местным населением как таковые не ощущаются. В первую очередь это отношение волгоградцев, да, наверное, и большинства россиян, к окружающей среде. Здесь нормально выбросить пластиковую бутылку на дорогу или окурки в детскую песочницу. Опаснейшие химические вещества – технические автомасла, растворители, кислоты, смолы – то ли по незнанию, то ли от лени выливаются как предприятиями, так и простыми жителями прямо в Волгу или в близлежащие овраги. Складывается впечатление, что здешние руководители закрывают на это глаза, потому что у них есть в запасе еще одна жизнь или они дышат другим воздухом и пьют другую воду.
Потом, разумеется, преступность. В Германии можно безопасно ходить до поздней ночи по улице, в Волгограде лучше с наступлением темноты оставаться дома. Тут даже в ювелирных магазинах у входа стоят вооруженные охранники.
Еще меня поразило, как сильно в Волгограде ощущается эхо войны. Ведь прошло уже 65 лет с ее окончания, а в Волгограде еще до сих пор находят необезвреженные бомбы и мины при строительстве домов.
И еще меня неприятно поразило вождение в Волгограде. Я вообще не понимаю, кто в этом городе может ездить без ДТП! Ну и, конечно, меня удручило, как здесь злоупотребляют алкоголем. Молодые родители даже не стесняются прихватывать бутылочку на прогулку с чадом. И самое страшное, люди здесь к этому притерлись и уже не замечают, как это ужасно.
– А что тебе в твоей поездке в Волгоград особенно понравилось?
– Волгоградский речной вокзал: красивое здание. Рынки с живой рыбой, златоглавые церкви, всегда солнечная погода. И еще мне понравилось, что в Волгограде не уничтожено ни одно архитектурное строение советских времен. Здесь не был разрушен ни один памятник сталинского периода. Рыбаки уютно примостились на красноармейских шлюзах, у памятника Дзержинскому на Тракторном люди договариваются о встрече, а посещение Родины-матери до сих пор входит в обязательную программу любой волгоградской свадьбы.
– Ты побывал и в волгоградских деревнях. Жизнь в русском селе сравнима с сельской жизнью в Германии?
– Здесь люди живут подчас, как немецкие крестьяне жили не 40, а сто лет назад. Я говорю это в положительном смысле, они не ушли от своих корней. Простые деревянные дома, колодцы, натуральное хозяйство. Детям здесь просто раздолье! Они проводят весь день на улице, а не перед компьютером, собирают дрова в лесу вместе с отцами, помогают родителям. Мне кажется, что межчеловеческое остается таким образом более защищенным.
– Вернувшись в Германию, как ты посоветуешь своим друзьям посетить Россию?
– Я считаю, в моем варианте путешествия по России есть множество преимуществ. Ведь Россия – очень сложная, но и очень многогранная страна. Гораздо более многогранная, чем это внушается нам в Германии с экранов телевизоров. И в первую очередь не Москва, а такие провинциальные города, как Волгоград, являются лицом России. Жаль только, что этот южнорусский индустриальный город страдает из-за неправильного разделения средств внутри России и от распада старых социальных структур. Но Волгоград живет своей историей и историей своих жителей.
Дарья БЕРЕЖНИЦКАЯ
Опубликовано: 2008-12-11
|