Куда пойти, куда податься: проблема выбора
Бегал, бегал, забивал, забивал, откладывал, откладывал – и вот одиннадцатый класс, который рано или поздно закончится. И, скорее всего, рано, чем поздно. А после привычной школьной жизни – институт, от выбора которого зависит все твое светлое будущее.
Причем выбирать нужно не только храм науки, но и направленность твоей будущей деятельности. В этом-то и заключаются основные трудности. Хорошо тем, кто с выбором своим определился в десятом классе, если не раньше. Было время подготовиться. Но таких мудрых людей, оказывается, совсем немного. Тут «Молодой» и задался вопросами: сколько в нашем городе товарищей-неопределившихся, куда и кто собирается поступать и какие же волгоградские вузы на данный момент пользуются особой популярностью у будущих абитуриентов.
Краткий опрос-оббег принес не такие уж обнадеживающие результаты. Целых 15% опрошенных не могут даже назвать все предметы, которые будут подвергаться их мозговому штурму на ЕГЭ. Причем не раз попадались такие личности, которые говорили: «А куда родители засунут, туда и поступлю». Что ж, финансовое состояние некоторых граждан нас радует.
Лидерами народного голосования стали следующие вузы:
– ВолгГТУ (1-е место);
– ВолГУ (2-е место);
– ВГПУ (3-е место).
Несмотря на то что в качестве своего будущего вуза старшеклассники чаще всего называли политех, все равно гуманитариев в нашем городе больше.
Выяснилась и еще одна вещь. Из нашего города лишь около 12% собираются поступать в Питер и Москву (упоминались еще Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара), остальные же оценивают свои возможности несколько ниже. Зато все люди, которые навострили свои мокасины прочь из родного города, уже хватаются за голову. И действительно, попробуй напиши выше восьмидесяти баллов пять предметов. Ага, удачи… Вот такое вот у нас забавное Министерство образования. Оно ведь может менять списки и требования к экзаменам до февраля. То есть на качественную подготовку они отводят учащимся по большому счету два месяца, тем более все говорят о попытках правительства ослабить поток из провинций в Москву. Типа «сидите у себя дома, а столицы мы оставим сильнейшим». Да, обидно. Но, с другой стороны, обижаться старшеклассникам бессмысленно. Лучше готовиться к труду и обороне. Тем более в далеких девяностых в нашей стране был кризис, детей рождалось мало, так что и конкуренция должна быть пониже. Да и Министерство образования явно сделает скидку на общественный интеллект и понизит планку оценок. Хотя, конечно, стремиться надо к ста баллам без поблажек и без надежды на всепобеждающий русский авось.
Хотелось бы голые статистические данные дополнить комментариями людей, которым непосредственно придется столкнуться с этой насущной проблемой лицом к лицу. Анастасия Хвастунова, ученица одиннадцатого класса, относится к категории тех самых неопределившихся людей, находящихся в самой невыгодной ситуации.
– Стась, определилась ли ты с выбором вуза? Если нет, то как собираешься готовиться к ЕГЭ? Хочешь остаться в Волгограде или попытаешь счастья в столице?
– С выбором вуза я еще, к сожалению, не определилась. Но знаю точно, что хочу работать в сфере новых профессий. Например, в пиаре или графической рекламе. Решила попробовать себя в новых творческих направлениях, потому что на основе базовых знаний такого рода деятельности легче выбрать себе будущую профессию. Мои родители предлагали мне поступить в мед, но после его окончания можно стать только медиком или ученым, а меня это не привлекает. Еще я знаю точно, что буду, скорее всего, пробовать поступать в Москву. Все зависит от результатов ЕГЭ. Решила для себя, что буду сдавать английский – без него сейчас никуда – и информатику. В общем, план имеется, а главное, осознание своего положения.
Совершенно другая ситуация у ровесника Стаси – Дмитрия Заволочкина.
– Дим, давно ли ты определился с тем, куда хочешь поступать, из каких вузов выбирал и как готовишься к поступлению?
– С выбором вуза определился давно. Поступать буду в политех. Наверное, даже и не рассматривал другие университеты как вариант. Просто меня интересуют технические специальности, а самое качественное образование в этой сфере в нашем городе может дать именно политех. К поступлению готовлюсь активно, хожу на профильные занятия и на курсы, но чувствую, что мне еще учиться и учиться. Кстати, многие люди, с которыми я вместе хожу на занятия, кажется, совсем не осознают всей важности предстоящего ЕГЭшного счастья. А это чревато последствиями.
Полина Бойко после окончания одиннадцатого класса собирается попытать счастья в столице.
– Полин, почему выбрала именно Москву, а не Волгоград? Определилась ли с выбором будущего вуза, готова ли ты к тяготам институтской общаги и собираешься ли после окончания вуза возвращаться в город?
– В Москве больше возможностей. С вузом окончательно еще не определилась, но вот с родом деятельности окончательно, так что перечень необходимых ЕГЭ знаю уже давно. Считаю, что если есть желание поступить куда-нибудь вне города, то необходимо заниматься с репетиторами, так как школьной программы, безусловно, недостаточно. Тяготы жизни в общаге, видимо, мне не познать, так как собираюсь жить у родственников и поступать на вечернее отделение. Не из-за того, что не смогу поступить на дневное, а из-за того, что хочу начать работать по профессии с первого курса.
Для того чтобы вы, товарищи выпускающиеся, окончательно осознали всю серьезность грядущего лета, «Молодой» решил взять интервью у Светланы Владимировны Солодковой, репетитора по русскому языку и литературе филологического факультета ВГПУ.
– Светлана Владимировна, много ли одиннадцатиклассников обращаются за помощью к репетитору и по каким вопросам? Сколько нужно времени для качественной подготовки ученика к предмету и дает ли школьная программа необходимые знания?
– Каждый год огромное количество людей обращаются за помощью к репетитору. С введением ЕГЭ это число значительно возросло. Безусловно, даже на самые невостребованные специальности конкурс существовал всегда, так что ЕГЭ лишь немного усложнил ситуацию, хотя во многом сделал ее более объективной. По русскому, как и по математике, обращаются в основном с просьбой поднять уровень до тройки, по остальным предметам просьбы касаются в основном помощи в углублении уровня до конкурентоспособного. Сроки подготовки прежде всего зависят от базовых знаний ученика и его заинтересованности. Но заниматься надо не меньше года, ответственно, не пропуская, как минимум два часа в неделю. Если же вы обратитесь к репетитору за три месяца до самого экзамена, то ни один учитель не сможет вас достойно подготовить, какими бы вы гениальными ни были. Что касается школьной программы, то ее более чем недостаточно. В целом она подготовить может на тройку, максимум на четверку, но не выше. Самое главное то, что в следующем году ситуация с поступлением будет еще более плачевной, так что поступить надо стараться в этом. Будущим абитуриентам остается только пожелать уверенности в своих силах и полной сосредоточенности на процессе учебы. Ведь за десять лет школы надо узнать, наконец, что это такое.
Анастасия ВЕДЕНЕЕВА
Опубликовано: 2008-12-11
|