Нам детей кормить надо, а воспитывать их должны вы!
На что обращают внимание родители, выбирая для своего чада школу? Правильно, на уровень подготовки учителей-предметников, на «поступаемость» выпускников в вузы, на продвинутость образовательных технологий и методик.
Увы, российская светская школа сегодня все больше осознает себя как учреждение, предоставляющее (в том числе и за плату) определенный перечень образовательных услуг. Воспитание все чаще уходит на второй, третий и даже десятый план. Но даже если какие-то родители и начинают вдруг интересоваться, как обстоят дела с вопросами воспитания в выбранной школе, то руками разводят уже сами педагоги: «Что вы хотите за наши зарплаты?! Перечень положенных мероприятий – праздники, акции, тематические вечера, фестивали – мы проводим. Дети очень довольны. Жалоб никогда не было. Но вообще-то воспитывать ребенка должна семья!»
Воспитание –
дело коллективное?
А действительно, кто должен воспитывать? Семья? Школа? Тренер? Руководитель хора? Умудренный жизнью и медалями ветеран-сосед Василий Иванович? Или все-таки воспитание – дело коллективное? Вот об этом мы решили поговорить с педагогами – участниками заочного «круглого стола» «Воспитание в школе: кто виноват и что делать?».
Юрий Плешаков,
директор МОУ СОШ № 82:
– Думаю, что причин «исчезновения» воспитательных моментов в современной школе много. Начнем с того, что из современной жизни исчезли идеалы. Раньше мы и наши дети равнялись в своих поступках на Тимура и его команду, героев Владислава Крапивина, Гулю Королеву, то есть на личностей, исповедующих нормальные человеческие ценности. А сейчас? Идеалом в лучшем случае становятся звезды шоу-бизнеса и другие публичные личности, мелькающие на экранах телевизоров. В худшем – вернувшийся из тюрьмы сосед или девица легкого поведения. Идем дальше! Если раньше «культ личности» пионеров-героев и вообще сверстников, на которых хочется быть похожими, «насаждался» ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организацией, то начиная с 1991 года и до недавнего времени у нас попросту не было молодежных организаций, которые бы задавали нравственные и моральные ориентиры молодым людям. И как ни горько это сознавать, но именно с этого времени мы ведем отсчет потерянных поколений... Теперь о родителях. Увы, педагоги не всесильны! Да, большинство из современных мам и пап вынуждены большую часть времени проводить на работе, чтобы заработать денег и попросту выжить, но и уповать только на школу, растя ребенка, бесполезно. И как бы вы ни устали, дорогие родители, но все-таки интересуйтесь вашим сыном или дочкой, его успехами, тревогами, ошибками... Бесполезно читать нотации на тему: «Я бы так не сделал!». Вы просто хоть иногда говорите с ребенком как с равным, а значит, способным на свое мнение и ошибки. И это тоже будет воспитание...
Ольга Сергеевна Безбородова,
руководитель городского КИДа:
– Я так скажу. Когда я пришла в Дом пионеров на работу, я была очень рада тому обстоятельству, что надо мной так жестко не тяготеет школьная программа с ее точным количеством часов, заданными темами и итоговыми контрольными работами. При этом образовательные и воспитательные цели я со счетов не сбрасывала: я понимала, что КИД – это кружок, который создан не только для приятного общения, дружбы ребят, но и для постижения ими дополнительных знаний и воспитания в них важных человеческих качеств. Но именно свобода в выборе темпа, тем и индивидуальный подход делали мои возможности шире: дети не просто зазубривали знания, а переживали их эмоционально: через чтение нами в КИДе книг, инсценировки, рассказы очевидцев, переписку... А значит, эти знания оставались в них на года. Эмоции же порождали определенные качества характера: честность, смелость, великодушие, дружелюбие, заботливость... И, говоря сегодня о воспитании, я не знаю, как можно разделять обучение и воспитание. На мой взгляд, это взаимодополняющие друг друга процессы.
Наталья Николаевна Рачко,
учитель МОУ СОШ № 82:
– И хоть во многих школах вполовину урезали классное руководство, от воспитания никто от наших педагогов не отказывался! Другое дело, что многие педагоги сейчас так перегружены, работая на двух ставках, что просто не в состоянии еще полноценно следить и за выбором ребятами жизненных приоритетов и ценностей... Ведь от нас те же родители требуют, чтобы мы «выдали» определенное количество тем, знаний, потому что детям потом ЕГЭ сдавать, в вузы поступать! Думаю, чтобы педагоги эффективно участвовали в процессе воспитания ребят, надо их просто малость разгрузить и повысить зарплату. Чтобы они перестали гнаться за потоком – часами, ставками, репетиторством! Как только у педагогов появится время, сразу же в их уроках появится увлеченность, душа, изюминка...
Спасите учителей
от бумажек!
Елена Ивановна Бабкина,
МОУ СОШ № 111:
– Да как воспитывать, если нас, учителей, завалили бумажками! Можно не работать, а только заполнять и заполнять всякие справки, таблицы, характеристики! Одна папка классного руководителя в четыре тома весом в шестнадцать килограммов чего стоит! Нет времени, чтобы просто подробнее разобраться с ребенком в какой-то ситуации, а не то что почувствовать малыша! Второй момент: я с завистью смотрю на педагогов частных школ, которые занимаются только вопросами обучения и воспитания. В начальных классах муниципальных школ ты и педагог, и воспитатель, и нянечка, и массовик-затейник, потому что тебе надо еще детей в театр сводить и макулатуру собрать, и еще бог знает кто... Получается, ты опять загнан в тиски дефицита времени. О каком воспитании может идти речь?! Третий момент – дополнительная оплата труда. Как говорится, изначально идея была хорошей, но во что она превратилась? Например, педагог получает дополнительные баллы за победы ребят в олимпиадах. Начнем с того, что во многих случаях олимпиады – это своеобразная мафия, направленная на «съем» денег с родителей. Кроме того, выиграть в них бывает очень сложно еще и потому, что все лидерские позиции давно распределены и рассчитаны. Но самое главное, скажите, как мне, педагогу начальной школы, участвовать с моими детьми-первоклассниками, которых я набрала 1 сентября, во всероссийских олимпиадах-конкурсах, которые начинались 20 сентября?! Они просто физически не успели ничему научиться! А от этого участия опять же зависит моя зарплата. Получается, я либо должна качественно учить детей за три копейки, наплевав на все эти конкурсы и дополнительные баллы, либо «подтасовывать» их успехи. И в том, и в другом случае я буду выглядеть очень бледно. И опять, о каком воспитании может идти речь – оно же происходит через личный пример! Кроме того, на каждую школу выдается очень определенная денежная сумма, из которой и распределяются денежные надбавки за профессиональные достижения педагогов этой школы. В течение года она не меняется. А инфляция есть! Следовательно, те самые творческие «баллы» педагогов обесцениваются. Более того, чем у большего количества педагогов в твоей родной школе количество творческих баллов увеличится, каждому конкретному из них это менее выгодно: представьте, то кусок «денежного пирога» делится на пять человек, а вдруг – на двадцать? Получается, педагогов провоцируют на «драконовские» нравы в коллективе: подсиживание, доносы, постоянные мелочные оценки, кто лучше, кто хуже... И кого тогда воспитают такие задавленные и зашоренные учителя?! Выражаясь фигурально, наших педагогов надо для начала обеспечить хотя бы сытными бутербродами на каждый день, а потом уж требовать с них чтение теории относительности Эйнштейна по ролям и в костюмах!
Воспитание ушло
из семьи
Ирина Алексеевна Суздальцева,
лицей № 2:
– Воспитание из школы никуда не ушло. Мы им занимаемся вопреки всему. Даже вопреки смешным надбавкам за, казалось бы, основу основ воспитания в школе – классное руководство. Дело в том, что оценивается эта дополнительная нагрузка в смешную сумму – полторы тысячи рублей, а эмоционально это очень тяжелая работа. Увы, у классного руководителя почти нет свободного времени: то он обзванивает родителей из-за не выученных их детьми уроков, то разбирает с этими детьми разные жизненные ситуации, в которые они влипают... А если уж твоего ученика забрала милиция с пивом, то тебе вообще крупно «повезло»: ходи теперь на комиссии по делам несовершеннолетних, пиши характеристики на этого ученика...
Кстати, моя большая мечта, чтобы в каждой школе в каждом классе уроки вели учителя-предметники, а классное руководство, и только его, осуществляли освобожденные классные руководители.
Думаю, что воспитание ушло не из школы, а из семьи. Сейчас многие родители озабочены зарабатыванием денег, а касательно воспитания они нам в открытую заявляют: «Нам детей кормить надо, а воспитывать их должны вы!» Считаю, что это процесс совместный, поэтому родители и школа должны находиться в тесном контакте, вырабатывать общие взгляды и направления. Именно тогда мы достигнем успеха, и ребенку будет хорошо и в школе, и дома. Кстати, я благодарна родителям своего класса за ответственность, понимание...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-12-04
|