В очередь на трудоустройство
Каждый год в июне после сдачи государственных экзаменов и выпускного вечера вчерашние студенты пополняют ряды безработных. Почему это происходит? Распространено мнение, что рынок перенасыщен экономистами, юристами, бухгалтерами и рабочие места по этим специальностям отсутствуют.
Трудоустроиться могут только как «синие воротнички» – кадры с рабочими специальностями (газосварщики, слесари, фрезеровщики и т. д.). Это отчасти правда. Устроиться по рабочей профессии не так сложно, как, например, занять должность клерка или хотя бы менеджера низового звена. Однако проблема вовсе не в отсутствии вакансий. Специализированные газеты изобилуют запросами типа: требуется бухгалтер-экономист, требуется главный бухгалтер, требуется пиар-менеджер и так далее, требуется, требуется…
Проблема в том, что все организации ставят необходимое условие, чтобы у новых работников был стаж не менее 1–3 года. Где его взять, если на работу не принимают?
Пообивав пороги отделений службы занятости, кадровых агентств, организаций, многие талантливые, но слишком «молодые специалисты» идут работать продавцами, администраторами, охранниками… Лишь единицы из молодежи трудоустраиваются по специальности, используя дружеские, родственные связи или собственную настойчивость. Кое-кто остается в организациях, где проходил производственную практику. Некоторые уезжают в малые населенные пункты (в основном иногородние возвращаются на родину «нарабатывать стаж»). Это тоже вариант, только не все решаются вернуться в глушь из города, оставить на несколько лет друзей, образовавшийся круг знакомых, арендуемое жилье, добрую бабушку-хозяйку, которая тут же побежит искать новых квартирантов, как только бывшие жильцы закроют за собой дверь.
Советы от «Молодого», как успешно пройти собеседование
Соискатели часто боятся собеседования и первой встречи с возможным работодателем. Тем не менее нужно помнить, что работодатель заинтересован в том, чтобы найти хорошего специалиста, а значит, нужно не бояться, а настроиться на конструктивный диалог.
1. На собеседовании тебе понадобится ясная голова, поэтому важно хорошо выспаться накануне, чтобы чувствовать себя бодро и свежо. Так что отменяем все ночные телесеансы и сидение в Интернете.
2. Не следует приходить на собеседование раньше, чем было назначено, но нельзя и опаздывать. Необходимо заранее продумать маршрут и приготовить все нужное, что тебе понадобится, когда будешь собираться на собеседование. Все должно быть под рукой, чтобы ничего не забыть.
3. Известно, что «по одежке встречают», но будет ошибкой одеться на собеседование во все новое. Новая одежда, к которой ты еще не совсем привык, может создать ощущение скованности, а ведь нужно чувствовать себя уверенно. Выбери что-то, в чем тебе комфортно. При этом учти, что одежде неплохо бы выглядеть по цене на половину зарплаты, на которую ты рассчитываешь.
4. Работодатель обязательно спросит на собеседовании о твоих личных и профессиональных качествах. При ответе на такой вопрос не следует сильно откровенничать, рассказывая о несложившейся судьбе и бывшем начальнике со скверным характером, но и общих фраз типа «мне интересно абсолютно все» тоже лучше избежать. Работодатель может задать также неожиданные и некорректные вопросы. Тем не менее не нервничай, не отвечай односложно. Скорее всего, твою реакцию просто проверяют подобными странными вопросами. Ты можешь спокойно переспросить или уточнить суть вопроса.
Также воспользуйся хорошим приемом, когда все негативные речевые обороты заменяются на позитивные. Например, негативный оборот «Я вам не помешаю?» легко заменить на «Возьмите меня, и тогда я…». Психологи давно утверждают, что на вопрос, который содержит частицу «не», хочется ответить отказом (желание возникает подсознательно). Поэтому позитивные речевые обороты настроят работодателя на другой, более выгодный для тебя лад.
Даже если тебе откажут в приеме на работу, не нужно отчаиваться, ведь это очередной жизненный опыт. Ты имеешь полное право узнать, по какой причине тебе отказали. И тогда в следующий раз ты подкорректируешь свое поведение и избежишь повторения ошибок.
5. Не бойся шутить на собеседовании тогда, когда это уместно. Шутка, сказанная вовремя, может разрядить любую обстановку и сыграть тебе на руку.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2008-12-04
|