Поговори со мною... кто-нибудь!
Студентам Волгоградского педагогического университета, которые учатся по специальности «педагоги-психологи», думаю, повезло больше других: они обладают уникальной возможностью проходить практику на телефонах доверия.
Специально для «Молодого» студентки-пятикурсницы Екатерина Шипулина и Таисия Кунис поделились своими впечатлениями по этому поводу.
– Телефонное консультирование – самое сложное! Ты же не видишь лица клиента, только по голосу можешь почувствовать изменения в его психологическом состоянии, – начала разговор Екатерина. – Самое страшное – первый звонок. Потому что еще нет опыта, толком не знаешь, что и как говорить, в голове вертится куча мыслей, все время одергиваешь себя, думая, что делаешь что-то неправильно. Но потом ситуация меняется: становится интересно! И ты уже понимаешь, что чем больше звонков, тем больше уверенности в себе. А главное, растет самоуважение: ведь ты реально помогаешь людям!
– Девчонки, опишите, если можно, клиентов телефона доверия.
– Самые разные! – продолжила разговор Таисия. – И ситуации по сложности разные. За сутки на телефон доверия поступает от 20 до 40 звонков. Сложные случаи можно консультировать не более часа, а постоянных клиентов – не более 15 минут. В любой проблеме самое главное – помочь человеку увидеть свои ресурсы. Выход есть всегда, просто надо взглянуть на ситуацию с другой стороны, доказать человеку, что в нем есть силы, что он сам сумеет все изменить и решить. Трудно консультировать людей, чьи взгляды отличаются от твоих, ты пытаешься их понять, а особенно тех, кто значительно старше тебя по возрасту. Еще нельзя представлять себя сверхчеловеком, ты такой же человек, как твои клиенты. Порой люди звонят и хотят, чтобы мы решили за них проблемы. В этом случае даем понять, что он сам, и только сам, должен прийти к их решению. Думаю, что главный эффект телефона доверия – он дает человеку возможность выговориться. И тогда он сам для себя что-то проясняет и находит ответ.
– Как бы вы описали методику работы на телефоне доверия?
– Мы не имеем права вешать трубку сами! Какое бы ни было наше отношение к позвонившему, мы подводим человека к логическому завершению разговора. Бывают случаи, когда люди звонят просто поболтать. Болтаем, но не более 15 минут! Бывает, что звонит выпивший человек, но с действительно глобальными проблемами. И таким помогаем, понимаем: он и выпил-то, наверное, чтобы суметь раскрыться, поговорить на больную тему.
– Как проходит обучение психолога-консультанта?
– У нас есть такой предмет с обязательным набором лекций, семинаров, практических занятий, разбором методик и типичных случаев. На практику берут всех. Но вот после нее консультирование на телефоне доверия выбирают единицы.
– Самый запоминающийся случай из практики?
– Позвонила девушка, она попала в сложную жизненную ситуацию и готова была покончить жизнь самоубийством, – рассказала Тая. – Это был очень тяжелый разговор. Стало ясно, как мало ее держит в жизни. Но после беседы девушке явно стало легче. Прорезался более радостный, уверенный голос. Она искренне благодарила меня.
Екатерина МАРЧУКОВА
Опубликовано: 2008-11-27
|