Если ваш ребенок – «левый»...
Ты на ногу, ухо и глаз посмотри
Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Наполеон, Александр Пушкин, Марк Твен, Лев Толстой, Шопен, Чаплин, Пабло Пикассо, Мерилин Монро... Что объединяет этих людей? Оказывается, все они были левши!
О том, правша ты или левша, в быту судят по руке. Ест, пишет, рисует правой – значит, правша. Правда, нередко вспоминают потом, что ребенок начинал-то с левой руки, потом переучили или сам переучился.
По словам кандидата медицинских наук, руководителя центра «Нейро» Ксении Магнитской, до пяти лет «левые» признаки естественны чуть ли не у всех детей, потому что правое полушарие мозга, командующее левой половиной тела, к рождению развито лучше. А вот левое полушарие, отвечающее за «правшество», дозревает позже. И перед поступлением в первый класс очень даже полезно поинтересоваться, истинный ли правша ваш ребенок. Конечно, в нынешних школах, в отличие, например, от советских времен, левшам живется более комфортно – их перестали «всем миром» переучивать, дразнить и стали хоть как-то считаться с их необычным восприятием мира. Но самое удивительное, что даже если ваше чадо послушно пишет правой рукой, это еще не факт, что перед вами – правша. Для истинных «правшей» ведущими должны быть правый глаз, ухо и нога, а для «махровых» левшей соответственно левый глаз, ухо и нога.
– Дело в том, что рука – орган важный, но вовсе не главный представитель мозга, – говорит Ксения Борисовна. – Руки, скорее, являются исполнителями, они могут многому научиться, но только по команде мозга. А вот какая команда придет к рукам, зависит от того, сколько и какой информации попадет в мозг, как полушария ее переработают и какие действия сочтут нужными произвести.
Основным информационным каналом являются глаза. В общем-то, они – это часть мозга, выдвинутая вперед. Наше зрение устроено так, что каждый глаз посылает информацию в оба полушария, но не поровну. В свое – где-то одну десятую часть, остальное – в противоположное. У каждого человека есть так называемый ведущий глаз. Он нацеливается на предмет. А второй, «подчиненный», глаз определяет пространственные характеристики предмета, форму, объем, расстояние. По функциям наши глаза совсем не равнозначны. Не зря никому не пришло в голову делать оружейные прицелы сразу на два глаза. И поля зрения со стороны «ведущего» и «подчиненного» глаза для мозга тоже не равнозначны. То, что находится в поле зрения ведущего глаза, становится более значимой информацией.
И если леворукость встречается у одного из десяти людей, то «левоглазые» составляют 25–30%. И вот таким детям в наших школах приходится действительно туго, потому что их мозг иначе перерабатывает информацию, а, увы, наша педагогика пока не доросла до учета нейропсихологических особенностей каждого ребенка! Кстати, труднее всего в школе приходится «левоглазым» мальчикам. Они трудно обучаются по стандартным методикам письму и чтению. Нередко грамотность для них остается недоступной. Они не любят читать, потому что «правый мозг» отказывается воспринимать отдельные слова, ему нужен смысл! Многие из этих детей хорошо читают про себя, но техника чтения им не дается. Рекомендации «читать десять раз подряд» отвращают от чтения раз и навсегда. Если левоглазый ребенок сидит в классе у окна, то даже списывание с доски окажется для него проблемой. Ведь для ребенка актуальнее поле зрения за окном!
Ведущее «левое» ухо не столь жестко распределяет информацию, но для обучения тоже имеет большое значение. «Левоухие» лучше воспринимают интонации, «музыкальную» составляющую речи, но им сложно проводить звукобуквенный анализ. При письме они могут заменять близкие по звучанию буквы. У левоухих всегда проблемы с диктантами. Понимая смысл, они с трудом превращают слова в буквы. В основном это проблема девочек. Так уж устроен мозг, что для мужчины важно зрение, а для женщины слух.
«Левые» идут?!
«Левшество» многообразно. Оно может быть генетическим и у каждого члена семьи проявляться разными сочетаниями. «Леворукие», как утверждают они сами, – это особый мир. Такие люди впечатлительны, возбудимы, чувствительны, общительны. Из маленьких левшей выросли способные политики, актеры, художники, музыканты. Видимо, у их родителей и окружающих все-таки хватило такта не влезать в нейропсихологическую природу ребенка со своими безграмотными корректировками.
«Родился левшой – так будь им!» – под таким девизом живут сегодня многие левши во всем мире. В иных странах развита целая индустрия, работающая на левшей. Особенно в этом преуспели немцы. Канцтовары для левшей, профессиональные инструменты, бытовые товары, специальные музыкальные инструменты и даже клавиатура для компьютеров немецкого производства – все это пользуется немалым спросом среди взрослых и маленьких «леворуких».
Кстати, на прошедшей на кафедре физвоспитания и оздоровительных технологий ВолГУ международной научно-практической конференции «Вуз. Здоровье. Интеллект: педагогические, оздоровительные и биоинформационные технологии» был заслушан доклад Е. М. Бердичевской. На основе своих исследований она указала на необходимость учета такого факта, что леворукие люди составляют 10–15% (до 15–19 млн) населения, но число «скрытых» левшей достигает 40% взрослого населения. А значит, в связи с ростом количества левшей в последние годы среди детей дошкольного возраста и школьников, надо форсировать комплексные исследования физиологов, медиков, психологов и педагогов, направленные на разработку проблемы «левшества», выявление особенностей организма левшей, дифференциацию педагогических подходов к их подготовке на разных этапах образовательной системы.
Кто ты будешь такой...
Хотите узнать, левша вы или нет? Для этого достаточно провести несложный тест. Сцепите руки «черепашкой». А теперь примите «закрытую» позу Наполеона (руки скрещены на груди) и, наконец, поаплодируйте. Во всех трех случаях ведущей была левая рука? Поздравляем! Вы – чистокровный левша. Если же вы попеременно пользовались то правой, то левой рукой, то такое положение дел называется хитрым словом «автодидакт», что в переводе с латинского значит «универсал». Некоторые специалисты характеризуют таких людей, как «латентный левша», то есть скрытый, неявный левша.
Из истории вопроса
Левши составляют примерно 20 % населения планеты. Доказано, что психоактивные вещества действуют на мозг левшей сильнее, чем на мозг правшей. Отсюда и родилась оригинальная гипотеза появления на свете левшей от швейцарского доктора П. Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков было поровну представителей, которые активно действовали либо левой, либо правой рукой. Но первобытный человек только познавал окружающий мир на вкус и цвет, а значит, действовал как любопытный младенец: он все пробовал. В том числе и ядовитые растения, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Так вот левши, пожевавшие травку-отравку, погибали, а правши выживали. Поэтому их и стало больше!
Ева НЕНАШЕВА
Опубликовано: 2008-11-27
|