Клиники частные – проблемы общие
Мы очень не любим болеть. В первую очередь потому, что государственное медицинское обслуживание нас не устраивает. А во вторую – потому что если частные клиники оказываются нам по карману, то от плохого конечного результата мы все равно не застрахованы.
Где меньшее из зол? Недавно не по своей воле одна наша читательница провела эксперимент над собой. По ее просьбе не буду указывать имя и фамилию. Дело в том, что ей требовалась помощь самого женского из врачей.
– Чтобы попасть на прием в женскую консультацию, надо заранее записаться. И не куда-нибудь, а в лежащий на стенде волшебный журнал. Но проблема в том, что, приезжая туда, обнаруживаешь уже заполненные два листка на три дня вперед. Приезжаешь на следующий день, чтобы втиснуться на дополнительный, новый листочек, но он тоже, как правило, заполнен. Кстати, там даже ручка рядом не лежит, совершенно непонятно, как этот журнал заполняется. И так можно приходить каждый день, пока не повезет. Складывается ощущение, что даже если ты приползешь из последних сил – все равно не примут! При этом неясно, что делает регистратура. Только выдает карточки? Там не отвечают по телефону, не подскажут график приема. Да и карточки выдают по странной системе: в последний момент.
Мои отношения с этим медучреждением усугубились тем, что меня там чем-то заразили. Причем когда стал ясен диагноз, отношение ко мне было, мягко говоря, негативное, а если честно – как к падшей женщине. В конце концов меня все-таки вылечили. Пусть не от того, что меня волновало, но хотя б от того, чем заразили…
В частных платных клиниках под вас, конечно же, подстроятся. В любое время: рано утром или поздно вечером, если вы очень заняты на работе, для вас найдут время. Так, у меня был постоянный врач. Она сюсюкалась, возилась, улыбалась – короче, вела себя так, как и подобает специалисту в частной клинике и за хорошие деньги. Но в один прекрасный день я пришла и узнала, что она уволилась. Я записалась к другому врачу. Она полистала мою карточку и поставила диагноз. Только не мне, а своей коллеге: «Все не то, все не так делали. Давайте заново. И пусть вас главврач осмотрит за столько-то…» Как порядочная, я, конечно, занялась своим здоровьем, но после этого ровно год не ходила ни к каким гинекологам, благо ничего не беспокоило.
Какой я сделала вывод? За деньги мы получаем примерно то же самое, что и бесплатно. Только первого надо добиваться, а второе мы получаем когда надо, но под соусом из неискренних улыбок и псевдозаботы.
Впрочем, я и сама не раз сталкивалась с банальным вытягиванием средств из пациентов. Например, когда в частной клинике тебе назначат анализы (разумеется, платные), и ты приходишь за промежуточными результатами (готовы не все результаты), тебе все равно впишут в счет прием как минимум. А прием сегодня стоит 350–450 рублей у самого простого специалиста. А уж как мне диагностировали банальный цистит, и вспомнить страшно. Сумма, потраченная на его выявление, равнялась двадцати наборам лекарственных средств на его лечение.
Однажды я прибегла к такой услуге, как предоставление больничного в частной клинике. Это обошлось мне еще в несколько приемов сверх нормы. Но класс «люкс» не подтвердился даже при оформлении самого больничного листка: мне попросту забыли поставить там печать. И в очередной раз пришлось возвращаться. Словом, банальное ОРЗ – тоже дорогое удовольствие, если лечить его в частной клинике. В государственной дешевле, но и сердитее: без церемоний и с очередями.
А есть ли управа на нерадивых платных служителей Гиппократа? Да, и это, как всегда, закон. Только мы сами нередко забываем, что кроме обязанности нести свои деньги в кассу у нас есть права. Права потребителей медицинских услуг. Прав у пациента-потребителя действительно немало. Во-первых, существенный объем прав предоставлен пациенту как лицу, получающему медицинскую помощь, законодательством, регулирующим эту область человеческой деятельности, а именно – Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых правам граждан в области охраны здоровья посвящен раздел IV, правам отдельных групп населения в области охраны – раздел V, правам граждан при оказании медико-социальной помощи – раздел VI Основ.
Однако если медицинская помощь оказывается пациенту на возмездной основе, пациент, помимо указанных и гарантированных Основами прав, приобретает еще и обширный перечень прав, гарантированных законодательством о защите прав потребителей, а медицинская помощь приобретает характер медицинской услуги.
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», потребителем услуги является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услугу для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В сфере обращения медицинских услуг каждый гражданин, приобретающий услуги, является потребителем, поскольку ясно, что медицинская услуга может приобретаться и приобретается только и исключительно для личных нужд гражданина.
Как потребитель медицинской услуги пациент обладает следующими правами:
на безопасность услуги (ст. 7 Закона); при этом безопасной медицинская услуга признается при отсутствии недопустимого риска, не оправданного нуждами состояния здоровья пациента и соответствующими им потребностями медицинского воздействия (медицинские услуги должны включать возможность допустимого вмешательства в состояние здоровья пациента ради устранения или приостановления имеющегося заболевания, предотвращения большего вреда от заболевания, а также включать вероятность проявления сопутствующих, побочных свойств медицинского воздействия (осложнений), специально оговоренных в договоре на возмездное оказание медицинских услуг);
на информацию об исполнителе услуги и самой услуге (ст. 8–10 Закона), при этом пациент вправе не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг;
на соблюдение исполнителем услуги сроков оказания медицинских услуг, в том числе на своевременность медицинских услуг, исходя из их специфики (ст. 27 Закона);
на соблюдение качества оказываемых услуг при соразмерности предпринятых в условиях обоснованного риска усилий тяжести патологического процесса (заболевания), а также на отсутствие недостатков оказанных медицинских услуг (Закон отдельно регулирует вопросы, связанные со сроками и порядком обнаружения недостатков оказанных услуг, что особенно актуально в тех случаях, когда пациент, одновременно с оказанием ему медицинской услуги, приобретает еще и определенную работу медицинского характера (например, при оказании ему ортопедических услуг в стоматологии) (ст. 4 Закона);
на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 Закона);
на выбор и использование санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а именно – безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены за услугу, возмещение понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2008-11-27
|