Работа для студентов?
Что хочет работодатель, принимая к себе сотрудника? Конечно же, профильное образование и стаж работы. Пожалуй, на современном рынке последнее ценится даже значительно больше.
Но только как быть среднестатистическому студенту-«очнику», у которого нет родственной волосатой лапы, после стука которой, словно по волшебству, в трудовой книжке появляется запись о стаже? Таким невезунчикам придется всего достигать самим. «Самим» – это работая согласно штатному расписанию, а не просто числясь в списках.
Просматривая объявления, можно найти ряд предложений для людей с неоконченным высшим. Но только подстраиваться под студенческий график учебы никто не станет. И тогда вариантов остается крайне немного: добро пожаловать на заочное отделение или же на индивидуальный график обучения.
Как показывает практика, когда оформляется пресловутый график, не избежать ряда трудностей: во-первых, многие преподаватели категорически не согласны встречаться со студентом лишь на семинарах, во-вторых, физкультура – предмет, посещение которого должно быть мало того что стопроцентным, так еще и строго по установленному факультетом расписанию. И кому после этого на Руси жить хорошо?
Балльно-рейтинговая система – это еще один бич студента. Потому что и за посещение лекций предполагаются баллы. Можешь прийти и играть себе к морской бой. А преподаватель хоть балл, хоть половинку его поставит – ведь был студент! Но если ты опоздал – пощады не жди!
Чтобы расставить все точки над i в этом непростом вопросе, «Молодой» решил организовать «круглый стол», в котором приняли участие не только самый заинтересованный народ – студенты, но и преподаватели.
Итак, зачем нужна работа и стоит ли тратить бесценную молодость на какой-то там стаж работы?
Анна Шамыхина сейчас учится на 5-м курсе ВолгГТУ. Будущая специальность – экономика и управление. Понятно, что без диплома профильного образования на предприятие по такому направлению не примут. Но ведь надо как-то жить...
– Сначала я работала исключительно из-за того, что негоже было сидеть на шее мамы, которая одна содержала двоих детей. Все-таки вечернее обучение подразумевает хотя бы частичную занятость в течение дня. Так что устроилась я собирать анализы крови (их доставляли курьеры из поликлиник), отвозить их в центр на изучение, а затем забирать результаты. Это была кровь на ВИЧ, гепатиты, сифилис... Звучит страшно, но на самом деле это абсолютно безопасно. Ведь все закрыто, а вирусы просто так, бытовым путем, не передаются. Работа занимала у меня только первую половину дня – это удобно. Но вот зарплата была крошечная. Не в обиду госучреждениям, но этого количества денег не хватает даже на одного человека. А ведь кто-то работает так годами! Я сначала очень держалась за место, потому что политеховские сессии – это серьезное дело, без учебного отпуска не обойтись. А разве частник вот так отпустит сотрудника?! Оказалось, отпустит. Сейчас везде есть социальные гарантии, нарушать которые невыгодно ни одному работодателю. Я все-таки поменяла работу, устроившись в «Ленту». Ну а дальше... дальше я уже начала рисковать. Да, нельзя просто так ждать – с неба ничего не падает. Сейчас работаю мерчендайзером в ОАО «Лебедянский». Кстати, это куда профильнее анализов. (Смеется) Так что работать надо, а преподавательское непонимание... Это особенно часто встречается на очном отделении. Но работать потом не профессорам и кандидатам наук, а выпускникам. И поэтому только им решать, как совмещать теорию с практикой.
Евгения Гуляева, преподаватель английского языка, ВАГС:
– Что касается меня, то я отношусь плохо. По крайней мере, я считаю, что курса до 4-го (при 5-летнем образовании) работать не надо. Понимаете, приоритетным становится другое. Важнее становится зарабатывать деньги, а не получать образование. Я говорю об идеальной ситуации: посещение библиотек, а не скачивание рефератов из Интернета, научная работа, а не скачивание опять же чужих идей оттуда же. Студентам важнее выполнить работу, а не прочитать какой-нибудь труд. Когда мы учились, а это было не так давно, мы не вылезали из библиотек. Мы читали ФИЛОСОФИЮ, а не учебники по ней. Мы прочли ВСЕ оригиналы. И так по многим предметам. Я работала в университете, если это можно назвать работой – я танцевала в НЭТе. По вечерам. В спектаклях. То есть сейчас я бы назвала это аналогом какого-нибудь фитнеса или шейпинга...
Я всегда иду работающим студентам навстречу. Но никто просто так не получает у меня зачет. Им приходится выполнять дополнительные задания, чтобы потом быть допущенными к экзамену или зачету.
В США все студенты работают. Но у них отношение к работе другое. Американский студент никогда не позволит себе выпрашивать оценку или право пересдать на более высокий балл. Наши же вечно ноют (ну, я же работаю, ну поймите, ну-ну...). Детский сад. Полное отсутствие ответственности. А потом на Западе работа подстраивается под учебу. Существует закон, что больше 20 часов в неделю работать нельзя. И эти 20 часов удобно раскидывают. Наши же искренне считают нормальным не прийти на одну пару или уйти с последней – им же на работу! Кажется, получилось агрессивно? Но я убеждена, что уровень образования страдает.
Дина Купцова, выпускница филфака
ВолГУ, ставшая менеджером:
– Я в студенчестве не работала. Думаю, подрабатывать в студенчестве – это хорошо, особенно для тех, кому родительской поддержки не хватает. Проблема только в том, что тяжело найти работу, которая реально не будет мешать учебе, и работодателя, который согласится терпеть студента-очника. Ну, разве что сетевой маркетинг или работа по выходным. Это не для меня! Если студенческие годы «портить» работой... то личная жизнь когда?
Максим Шипицын, студент педуниверситета. Иностранные языки – его профиль. Но пока найти работу, близкую к специальности, не получается. А может, и не надо?
– Конечно, сейчас меня никто не переведет на индивидуальный график. Ведь я пока только на втором курсе. Разрешается посещать занятия в соответствии с индивидуальным планом только с 3-го. Но мне это не мешает, потому что занимаюсь организацией развлекательных мероприятий. Я стараюсь рационально распределять время, договариваться на удобные для себя часы. Но не всегда получается так гладко. Тогда делаю выбор в сторону работы. Потому что в учебе можно сдать позже, подготовить дополнительную контрольную, тест написать. С работой подобное не прокатит.
Я считаю, что не только можно, но и нужно работать. Это ответственность, которая дает понять, что такое взрослая жизнь. Выпускник вуза и человек взрослый – категории очень разные. Первый что-то теоретически знает, а второй отвечает за свою жизнь. Так у кого больше шансов на успех? И еще хочу сказать, что с преподавателями всегда можно договориться. Лучше всего предупредить их заранее. Вежливость и исполнительность – залог успешного совмещения учебы и работы.
У тебя есть выбор: работать или прилежно посещать все лекции. Но подумай, как потом будешь решать вопрос трудоустройства. Есть возможность – работай без жесткого графика. Получай навыки практического владения специальностью, чтобы не пополнить ряды безуспешно ищущих работу.
Как относятся
к работе студенты?
47% – собираюсь утроиться
в ближайшее время
26% – нет, спасибо, рынок труда меня еще нескоро увидит
13% – уже работаю
9% – было бы,
где поработать
5% – не думаю об этом
Анна ВЕЛИЧКО
Опубликовано: 2008-11-27
|