Делаем... позитивных детей?
«Люди, которые позитивно думают, живут на 10–12 лет дольше других» – мудрость вроде бы известная, но мы не придаем ей значения... А ведь еще наши предки-славяне прививали детям позитивный взгляд на мир.
Подняться и идти дальше!
Что есть позитивное мышление? Все, что с человеком происходит, является результатом его мыслей (как считал Будда: «Мы есть то, что мы думаем!»). И чем чаще появляется мысль, тем она более сильная. «Позитивных» детей окружающие называют везунчиками, удивляясь, как это в их жизни все складывается: учеба, карьера, семья... Нет, позитивные люди также болеют, печалятся, кричат. Но они не зацикливаются на отрицательных эмоциях, а, попереживав, легко идут по жизни дальше. Они верят в то, что все у них получится!
Люблю тебя!
Поскольку сегодня воспитание «ребенков» поделено между несколькими «ведомствами» – педагогикой, психологией и дополнительным образованием, то мы решили обратиться с вопросом «Как воспитать позитивного ребенка?» к нескольким специалистам: учителю, психологу и спортсмену. Итак...
Марина Шевцова, учитель МОУ СОШ № 29 г. Волгограда:
– Не выискивайте промахи, оплошности и недостатки у детей, особенно у первоклашек. Старайтесь найти позитивные аспекты! Чем больше хорошего мы стремимся найти, тем больше и находим. А еще – хвалите! Нашли хорошее в непоседливом пацаненке – скажите ему, что вам в нем нравится живой ум, энергичность... Миллионы родителей и педагогов любят детей, но не говорят им об этом. Это неправильно: похвала укрепляет чувство собственного достоинства ребенка. По методу Судзуки обучения игре на скрипке одно из первых, чему учат двух-, трехлетних детей, – это кланяться. Тогда аудитория разражается аплодисментами. А японцы считают, что аплодисменты – это лучшее средство, помогающее детям позитивно относиться к себе!
Было проведено исследование: трем группам детей по 20 человек в течение пяти дней предлагались математические задания. Одну группу всегда хвалили, вторую критиковали, в третьей результаты не оговаривались вообще. Группа, которую хвалили, значительно улучшила свои показатели; те, которых критиковали, тоже подтянулись; а группа, результаты которой игнорировались, не показала никаких перемен…
Из родительского опыта: лучшее время общения в детьми – утро и вечер. День надо начинать с позитивной ноты: музыки, танца, гимнастики, подарочка... А перед сном лучше читать что-то приятное, доверительно разговаривать, говоря друг другу искренние слова любви.
Долой оценки!
Наталья Фомина, профессор ВГАФК:
– Считаю, что, во-первых, между взрослым и ребенком должно отсутствовать соперничество. Для многих ребят это главный фактор, который приводит их в уныние. Ну, не могут они перегнать взрослого! Во-вторых, позитивный ребенок физически «подкован» по всем статьям: он и прыгнуть может, и пробежать, и протанцевать, и подтянуться. В-третьих, чтобы воспитать радостных, успешных детей, педагоги должны задать вопрос прежде всего себе: для чего мы выполняем эти нормативы или устраиваем эти соревнования? Только для того, чтобы выполнить и установить, кто дальше, сильнее, длиннее? В спорте и тем более в физкультуре нет места оценкам: все сильные, ловкие, смелые, все – молодцы, у нас сегодня – просто спортивный праздник. Ведь даже на Олимпиадах древние греки просто демонстрировали возможности человеческого духа и тела, а не оценивали друг друга, кто сильнее...
Ни дня без сюрприза!
Людмила Землянская, старший преподаватель ВГПУ:
– Как сохранить в детях позитив? Все малыши рождаются радостные: как они агукают в кроватке, как улыбаются солнышку, маме, а? Но как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, радость резко идет на убыль. Дело в том, что ответственный и контролирующий взрослый начинает постоянно его ограничивать: «Не трогай – упадет!», «Нельзя – испачкаешься!», «Не ходи – там бука укусит!». Младенец испытывает стресс, потому что до этого все радовались рядом с ним, а теперь говорят ему непонятные вещи с хмурым лицом, да еще и пальцем грозят! В душе ребенка поселяется страх. К подростковому возрасту мы, взрослые, ставим воспитание несвободных, зашоренных детей на поток. Да они уже сейчас, в 15 лет, ничего не ждут хорошего от жизни… Словом, все начинается с нас, взрослых.
Как переключиться на позитив
1. Откажитесь от позиции жертвы. Многие родители манипулируют собственными детьми: «Да я ради тебя всю молодость угробила, а ты...» или: «Мы с отцом на работе целыми днями пашем, чтобы обеспечить тебя, а ты!». Взрослые, кого вы обманываете? Думаю, что вас по какой-то причине устраивало такое положение вещей или вы просто боялись его менять, но дети в этом не виноваты!
2. Позитив складывается из мелочей, значит, ни дня без сюрпризов. Плакат с ромашками на стене или убранная квартира, завтрак, поданный в постель, или шоколадка, обнаруженная в кармане...
3. Родители и дети просто обязаны говорить друг другу только правду. Какой бы неприятной она ни была! Это гарантия того, что мы, люди, не остановимся в своем развитии и будем признавать свои ошибки в любом возрасте... Ведь без ошибок нет прогресса!
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-11-20
|