Всегда красива, опрятна и мила! Всего за три тысячи в месяц...
Если знать о том, что психологические установки, которыми потом человек пользуется всю оставшуюся жизнь, закладываются до трех, а максимум до пяти лет, то волосы слегка становятся дыбом: традиционно родители, педагоги и воспитатели считают детей в этом возрасте полными несмышленышами, а значит, относятся к причинам его горестей и радостей как к чему-то малозначительному: «Подумаешь, воспитательница на него накричала – баловаться надо меньше! Игрушку Петька отобрал, а никто из взрослых не заступился? Ерунда, малыш! Мне бы твои проблемы! В садик идти не хочешь? Боишься? Перестань капризничать! Ведь в садике такая благодать: воспитатели покормят, погуляют, спать уложат...» Вот, собственно, о счастье или несчастье быть воспитателем мы сегодня и поговорим.
Самое трудное в работе воспитателя – это, наверное, то, что все время надо помнить: каждый маленький ребенок – это УЖЕ ЧЕЛОВЕЧЕК со своим миром, характером, привычками, что ему уже сейчас нужен индивидуальный подход, а не в школьном или даже взрослом возрасте.
Похожая на Настеньку из сказки «Морозко» Надежда Юрьевна Самохина работать воспитателем в один из детских садов Краснооктябрьского района пришла сразу после факультета коррекционной педагогики Волгоградского педагогического университета. Причина по сегодняшнему времени вполне объяснима и банальна: ей надо было устроить в садик младшего из братьев Олежку. Теперь мальчик – тридцатый в старшей группе.
А у нас же как часто рассуждают взрослые: дескать, дети до школы – это несмышленые создания, которых надо, главное, накормить, напоить, спать уложить. Но, поверьте, дети в раннем возрасте – это отличнейшие психологи. Они считывают взрослого на раз-два. И обмануть их практически невозможно!
– А вы пробовали?
– Ну, не то чтобы специально пробовала, а, допустим, пришла я в плохом настроении в садик, грустная, а они моментально это поняли, меня окружили, в глаза заглядывают: «Надежда Юрьевна, у вас что-то случилось?!» Я, как человек воспитанный, говорю, дескать, нет, вам показалось, все хорошо. А они не унимаются! Я так растрогалась их заботой и пониманием, что сразу повеселела.
– Дети делают вам комплименты?
– Еще как! Обращают внимание на сережки, браслеты, прическу, красивую одежду. Короче, на все, что блестит и бренчит. Поэтому на работу воспитателю надо приходить всегда красивым и в хорошем настроении.
– С кем легче ладить: с мальчишками или девчонками?
– Мне – с мальчишками. Девчонки могут завредничать не по делу. И даже иногда не поймешь почему. Еще одна особенность: девчонки могут сначала похвастаться какой-то новой игрушкой, а потом ее никому не давать, жадничать. Чтобы все вокруг запрыгали-забегали, прося ее. Девчонки еще те маленькие манипуляторы! Вот с пацанами все просто: если ругаются или дерутся, то обычно по делу.
– К режимным моментам – спать, гулять, кушать – дети трудно привыкают?
– Спать укладываются очень плохо. В первые десять минут в спальне стоит полный бедлам. Дети хорошо спят, когда действительно устают. Например, когда летом мы ездили в бассейн, то дети и обедали после прекрасно, и спали потом как убитые. И баловались меньше – всю энергию в бассейне выплескивали. Еще я поняла, что в моем молодом возрасте с детьми лучше договариваться, а не давить авторитетом, дескать, я, взрослая сказала. И, осознав ответственность договоренности, ребята выполняют ее условия гораздо лучше.
– Что бы вы посоветовали молодым воспитателям, едва пришедшим на работу в садик?
– Настоящей любви к детям. Как к своим детям, как к младшим братьям и сестрам. А еще я как-то сравнила, сколько в среднем ребенок проводит времени в садике, а сколько – дома, с родными. И получилось, что в садике – больше. А значит, что заложат в ребенка воспитатели, с тем он и пойдет в жизнь. И, может быть, поэтому уже в подростковом возрасте родители порой удивляются неожиданным сюрпризам: «Откуда эта черта характера у нашей Маши появилась? В нас такого нет!» Ну, ведь не только и не столько же вы занимались воспитанием собственного ребенка...
– Если не секрет, какова ваша зарплата? Что могут позволить себе молодые специалисты?
– Да слезы одни! Около трех тысяч рублей. Насколько я знаю, наша профессия является почему-то самой низкооплачиваемой в стране, хотя ответственность, как все мы видим, огромная. И не только ежеминутная, но и растянутая во времени. Как у педагога в школе... Одна радость: вроде с 1 января 2009 года ее обещали повысить на 20%.
– И последнее: каков детский сад вашей мечты, Надежда Юрьевна?
– Там хотя бы на десять детей приходится по одному воспитателю и нянечке! Нет, не надо групп по три-пять детей, но хотя бы по десять-двенадцать малышей. Вот тогда успеваешь с каждым пообщаться, услышать и почувствовать его. И дети в таких группах становятся действительно большой семьей. Мне кажется, что это из славянского прошлого осталось: раньше в деревнях собирались дети из нескольких соседних домов и играли днями напролет. А старшие за ними приглядывали...
Кристина ВЕНЦОВА
Опубликовано: 2008-11-20
|