О чем кричат стены?
Каждый художник выбирает свой путь: от рисования комиксов до зарисовок на судебных заседаниях, от создания портретов до оформления грандиозных мультимедийных проектов.
Из этого списка резко выделяется граффити, представляя собой общедоступные рисунки, как правило, на стенах и заборах различных сооружений от обычных жилых домов до Великой Китайской стены. Будучи новым явлением, стрит-арт имеет своих сторонников и противников. В числе ярых врагов этого вида искусства – прежде всего муниципальные и городские власти. На протяжении всего существования граффити в различных странах принимались законы по борьбе с данным видом «вандализма»:
– в 1988 году в Хельсинки была развернута программа «Nuija» (что дословно переводится как «колотушки»), в ходе которой население принуждали доносить на бомберов (нелегальные художники, создающие рисунок на скорую руку) за вознаграждение.
– в Мексике в 2007 году Конгрессом была принята поправка к уголовному кодексу, в соответствии с которой настенным художникам за свои творения предусматривались огромные денежные штрафы и даже до 10 лет тюремного заключения.
Чего только стоит многолетняя война в колыбели граффити – Нью-Йорке! Война, на которой машины МТА были верными солдатами городского управления и каждодневно затирали шедевры на вагонах подземки. Но надо отдать должное художникам, это никогда их не останавливало: «Город – наша мастерская ночью, а днем – наша галерея». Возможно, именно осознание художниками того факта, что граффити украшает, а не разрушает, помогло райтерам (от слова write – писать; уличные художники) отстоять свое право на холст городских стен. Как говорил рисунок Раймонда, героя знаменитого фильма «Beat Street» (фильм, ставший культовым, снят в 1984 году режиссером Стэнли Латаном): «Если я нарисовал преступление, прости меня, Господи».
Общественность так и не смогла определиться в своем отношении к граффити как к культурному феномену: продолжают приниматься новые законы о запретах на стрит-арт, а Анджелина Джоли и Брэд Питт покупают работы самого известного стенсил-райтера Бэнкси за 500 тысяч долларов, в 313 тысяч долларов оцениваются его же шедевры на аукционе Sotheby’s, и сам Британский музей включает творения Бэнкси в свою коллекцию.
Свою славу Бэнкси заработал как райтер-скандалист, протестующий против системы. Засекреченный бог стрит-арта уже не раз шокировал публику такими творениями, как целующиеся полицейские, королева Великобритании в образе обезьяны… Особенно характерным для этого художника является выбор места. Так, картина, где маленький мальчик, не боясь охранника, пишет на стене «Одна нация под камерами слежения» (что является парафразом «одна нация под Богом» из «Клятвы верности» американскому флагу) размещена на боковой стене дома у почтового ведомства на Ньюман-стрит рядом с Оксфордской площадью, т. е. на охраняемой территории. Художнику пришлось рисовать с лесов, возведенных им и его помощниками. Прикрываясь куском полиэтилена, он проработал всю ночь, а наутро леса уже были убраны. Удивительно, что ему удается до сих пор сохранять анонимность. Известно лишь то, что он родился в Бристоле в 1974 году. А его настоящее имя знает лишь фотограф, снимающий его работы. Согласитесь, напоминает историю Человека-паука и Питера Паркера.
Стенсил – стиль, базирующийся на использовании трафаретов.
В России команда, схожая по стилю с Бэнкси, называлась «Зачем», несколько лет назад она распалась. «Все это уже в прошлом. Теперь у них что-то более позитивное, – говорит Парвиз, один из четырех участников молодой питерской команды райтеров TrapCrew, – искусство прежде всего – это самовыражение. И проявляется оно по-разному: кто-то пишет стихи, а кто-то вяжет. Мы же выражаем себя посредством граффити – уличного художества. Граффити – это в первую очередь искусство, а не вандализм. Постоянно рисуя и делая скетчи (наброски), мы хотим прокачать стиль, делая мощные и сильные работы...
Раньше все было довольно просто. Полукривые буквы и простые мультяшные персонажи. А сейчас куда больше всего придумано. Людей рисуют. Шрифты такие, что голову нужно поломать, чтобы прочесть. Wild style называется. Но иногда можно встретить простой бабл, это тоже бывает респектно, если круто нарисовал. А что будет дальше, можно догадываться. Все сложнее и реалистичнее».
Волна хип-хопа, настигшая Россию в 1985 году (т. е. пришедшая с перестройкой), принесла в нашу страну брейк, граффити, рэп… Первыми она настигла города Прибалтики. Расписывали нашу необъятную родину: Крыс – в Риге, Макс-Навигатор – в Калининграде и в Питере – райтер Баскет. Сегодня среди российских мастеров можно выделить: Макс 13, Снак, Трун, Can2, Case, Seen, Seak, Daim, Banksy, Loomit, OsGameos, Atom…
Этим ребятам вряд ли приходилось иметь дружеские отношения с правоохранительными органами. Как таковой в уголовном кодексе нет статьи за граффити, есть за вандализм и мелкое хулиганство, что и приписывают не успевшим скрыться с места шедевра художникам.
Smol (би-бой FunkFanatix, free-райтер: «Я знаю, что есть определенный отдел по борьбе с граффити в Самаре, там с этим строго: если поймают, то большой штраф! Кого ловят, тем приписывают вандализм и порчу имущества какого-либо. Отражается это и хорошо, и плохо: для бомберов проблемы с копами добавляют адреналина, экстремальности, наконец, скиллов (т. е. умений, навыков) больше становится. Чем сложнее расклад сделать электричку, тем больше скилла, тем соответственно больше скиллов! А для легальщиков это может быть нехорошим опытом, когда копы хавают тебя за легальную стенку, которая и так изрисована в салат! Они забирают тебя за то, что ты против системы, просто! А есть люди в легальщиках – реально очень хорошие художники! И они не заслуживают такого отношения!»
Elart (TRAP CREW): «Борьба с граффити ведется везде. В России давно уже собираются ловить граффитчиков, ну ловят, тока это мало заметно. Питерские ребята делают все тихарем, и там никакие камеры не спасут. Вроде как придумывали какие-то растворы, чтоб отмыть стены от граффити было легче. В ответ на это бренд краски «монтана» выпустил новую линию «монтаны», которая не смывается ничем. Вообще так я мало знаю о борьбе с граффити, потому что сам чаще всего делаю легально...»
Tubork (TRAP CREW): «В Англии шестилетняя девочка нарисовала цветочки мелом у своего дома, а ее родители заплатили за это штраф. Кто-то из соседей позвонил куда нужно. У них там быстрая реакция. Мне самому приходилось бегать. Но это было всего два раза...»
Многие последователи граффити считают, что оно зарождалось как crime-art (преступное искусство), как бомбинг – нелегальные рисунки на скорую руку. Считают, что есть некий экстрим в возможности быть пойманным, когда творишь. Они осуждают коммерческое граффити (клубы, пабы, квартиры, оформление сцен…), говорят: райтеры не должны идти на контакт с работодателями. Все же «в массы» граффити-культуру продвигают официальные мероприятия, та же самая «Урбания» и в противовес чисто райтерский проект «Meeting Of Styles». Так или иначе, граффити себя не исчерпало.
Место, где любитель граффити может проявить себя и быть увиденным и понятым, – общественная организация «Созвездие талантов». Именно «СТ» проводит традиционные Арт-стрит-фестивали. Звони: 34-74-05
Мнения неравнодушных:
Ольга Василева, боди-арт-модель:
«Каждый видит прекрасное в своем. Кто реализуется на городских стенах, делая свою жизнь ярче, а кто – на женских телах, выражая характерные особенности своих моделей созданием образа».
Константин Smol Митлинов, брейк-команда FunkFanatix:
«В рамках культуры оно [граффити] себя не исчерпало. Развитию нет предела! Как и в других субкультурах! Таких как брейкинг, например. Главное – стремиться к чему-то высшему!»
Aisha Lorentzen, член Союза писателей:
«Граффити не может себя исчерпать. Хотя бы потому, что изначально это были пещерные рисунки, а потом под воздействием изменяющегося общества они трансформировались. Следует ожидать дальнейшего развития этого направления. Единственное, чего не хватает, – это поддержки со стороны общества. Раньше-то никто и запретить не мог наскальные рисунки, потому что это история. А сейчас граффити пытаются искоренить, потому что это НЕ культура. Задаешься вопросом: неужели история – не культура? Противоречие...»
ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ
Изначально граффити не несло в себе глубоких идей, разве что самопиар. Считается, что история триумфального шествия граффити начинается с тэгов (стилизованных райтерских автографов)
16-летнего подростка Диметриуса из Вашингтон Хай; и началось это в 1970-м. Обычным маркером Диметриус выводил на стенах города свой ник – TAKI 183, где номер 183 был номером улицы, на которой жил Таки. Будучи курьером, он обрисовал весь Манхеттен своими тэгами. «Настенные послания» вышли из афро-американских гетто в Нью-Йорке и взрывной волной прокатились по всей планете. Надписями на стенах нью-йоркские банды помечали свою территорию. Тем не менее граффити как способ самовыражения впервые использовал ТАКI 183.
Несколько лет назад титул столицы граффити у Нью-Йорка отвоевал Лос-Анджелес, но Нью-Йорк был и остается колыбелью стрит-арта.
Начиная с 60-х годов, т.е. с момента зарождения, в граффити произошла целая революция стилей: самым первым стилем был теггинг, с которого и началось граффити, когда же этот стиль себя исчерпал, на смену ему пришел другой стиль – «бабл леттерс»; впервые его использовал художник из Бронкса по кличке СуперКуль. Подобный стиль стал возможен с появлением толстых кэпов. Яркие желто-розовые буквы имени СуперКуля на поезде sybwaysystem затмили собой безликие белые буквы теггера Stey, который до него во всю длину и ширину вагонов выписывал свой ник. Следующий этап развития граффити ознаменовался изобретением 3D букв, а сделал это бруклинский мастер Pistol-1. Граффити развивалось стремительно: со скоростью поезда росла и ширилась альтернативная система общения райтеров. Кстати, любимыми были поезда номер 5 и 2 Lexington Avenue Express, – их маршруты были весьма длинными.
Анна БАТАЕВА
Опубликовано: 2008-11-13
|