Михаил Луконин. Поэт. Земляк...
29 октября великому русскому поэту, нашему земляку Михаилу Луконину исполнилось бы 90 лет. В этот день в Волгоградском доме литераторов собрались почтить его память друзья и поклонники, представители творческой интеллигенции нашего города, журналисты.
В теплой атмосфере участники вечера охотно предавались воспоминаниям, читали проникновенные луконинские стихи, исполняли романсы, давали оценку деятельности поэта.
Имя Луконина слишком известно, чтобы его называть. Михаил Кузьмич – весьма известный русский-советский поэт. Родился в 1918 году в семье служащих. Работал на Сталинградском тракторном заводе. Литературным творчеством начал заниматься с 1935 года. Окончил Сталинградский учительский институт (1937), учился в Литературном институте имени М. Горького (1937–41). Участник Финской и Великой Отечественной войн. Значительная часть фронтовых стихов Луконина собрана в его первой книге «Сердцебиение» (1947). Самые известные поэмы Луконина – «Обугленная граница» и «Поэма возвращения». В творческом арсенале Михаила Кузьмича – несколько сборников лирических стихов, книга статей «Товарищ поэзия» (1963). За книгу стихов и поэм «Необходимость» (1969) удостоен Государственной премии СССР (1973). Секретарь правления СП СССР (с 1971). Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями за заслуги перед Отечеством. А умер он от разрыва сердца в 1976 году – 9 августа.
В Волгограде на улице имени Чуйкова, на доме, где жил поэт, установлена мемориальная доска, там же находится и музей-квартира, где собраны личные вещи Михаила Кузьмича, подарки его почитателей. Имя Михаила Луконина носит Волгоградский дом литераторов. Его стихи были переведены на многие языки мира. В числе именитых переводчиков был великий поэт Пабло Неруда, пламенно влюбленный в Сталинград.
В адрес юбиляра было сказано много теплых слов. «Михаил Кузьмич сыграл очень большую роль в становлении сталинградской культуры. Он сам был участником Сталинградской битвы. Большую часть жизни прожил в Волгограде. Этот человек был широко известен в литературных кругах. И не только в советских, но и во всем мире. Он ушел из жизни достаточно молодым – в 58 лет. Наш писательский дом с гордостью носит его имя», – Наталья Барышникова, вице-президент волгоградского клуба литераторов «Слово».
«Луконин был простым и скромным человеком, не особо любил, когда перед ним начинали лебезить и выпендриваться: мол, какой вы великий писатель. У него была одна-единственная мечта. И она была очень простой, светлой и в то же время необычной. Он хотел быть... пароходом» – Лев Кривошеенко, поэт.
«Все мы учились писать стихи у Луконина. Он помнил всех, кто ему помогал. И сам любил помогать. Он протежировал известного ныне писателя Николая Асеева, он давал рекомендации Белле Ахмадуллиной в журнал «Знамя». И что самое важное – он никогда не был приспособленцем. Он даже писал: «Как много желающих быть холуями! И конкурс огромный. И я не пройду!». Он всегда был честен и писал такие произведения, что было удивительно: как же цензура могла такое пропустить?» – Владимир Мавродиев, поэт.
«Все современные поэты – сплошь мальчики. Луконин был человеком с внутренним стержнем! Настоящий мужик! И стихи у него были по-настоящему мужские – какая богатырская мощь, какая энергия от них исходит! Стихи человека, который мог не только сидеть в кабинете и что-то сочинять, но и землю мог пахать! Мужик живет в его стихах. В наше время такой поэзии действительно не хватает» – Сергей Синякин, писатель-фантаст.
Бытует такое мнение, что поэты умирают вовсе не после физической смерти. Поэт умрет тогда, когда к его нерукотворному памятнику зарастет народная тропа! Луконину пока смерть не грозит. Его помнят, его знают, его любят.
Власть ее
не изучена,
значительно преуменьшена,
пока что во всяком случае –
всесильна над нами
женщина.
Водительство пресловутое,
нам данное от рождения,
наше главенство дутое –
чистое заблуждение.
Укоренилось ложное
представленье привычное.
Женщина –
дело сложное,
явление необычное.
Эта простая истина
не каждому открывается.
Застенчиво
и таинственно
женщина улыбается.
Приходим, бедой отмечены,
подвигами небывалыми,
мы все равно для женщины
детьми остаемся малыми.
На взлеты и на крушения,
на все наши игры шумные
смотрят, даря прощение,
Женщины – люди умные.
Спорится или ссорится,
любится или трудится,
забудется или вспомнится –
женщину надо слушаться.
Она одарит надеждами,
осмеивает сомнения.
Врачует руками нежными
тягостные ранения.
Михаил Луконин
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-11-06
|