Волгоградскому дому малютки уже сто лет
Две недели назад дом ребенка, расположенный по улице Коммунистической в Центральном районе города Волгограда, или дом малютки, как его называют в простонародье, отпраздновал свое столетие.
В такой день никому не хотелось говорить о грустном. О том, скольких мальчиков и девочек из Волгоградского дома ребенка их родители недолюбили, недоласкали, скольким не подарили семейный уют и заботу. Скольким из них по вине их родителей бог не дал здоровья. Скольких хочется просто прижать к себе и не отпускать никуда, чтобы с ними не случилось ничего еще более страшного. Хотелось просто радоваться тому, что у этих детей есть люди, заботящиеся о них пусть не из родственных, а из чисто человеческих побуждений. К тому же делающие это с максимальным профессионализмом и энтузиазмом.
«Когда я впервые шла в дом ребенка, – рассказывает один из его спонсоров работник волгоградской фирмы «Главкнига», из скромности не называющая своего имени, – я боялась увидеть здесь что-то страшное. Но когда я познакомилась с людьми, работающими здесь, а значит, проводящими в этих стенах большую часть своей жизни, мне стало очень спокойно на душе. Потому что дети, у которых первоначально, может, было не так уж много шансов, здесь в надежных руках. Я не сомневаюсь, что в доме ребенка для них сделают все возможное и невозможное».
Для непосвященных утренник, посвященный столетию дома ребенка, мало чем отличался от утренников в обычном детском садике. Ребята от души пели, водили хоровод, переодевались в маскарадные костюмы, читали стихи. Но те, кто хоть немного знаком со спецификой этого учреждения, знали, что радостные хороводы, песни и танцы этих детишек – успех, давшийся работникам дома ребенка долгим и кропотливым трудом.
– В нашем учреждении нельзя работать людям черствым, равнодушным. Каждый из наших сотрудников – а состав у нас большой – прикипел всей душой к этим ребятам, – рассказывает главный врач дома ребенка Олег Васильевич Чернобай. Согласно штатному расписанию каждые 12 детей здесь 24 часа в сутки обслуживают не менее шести сотрудников. Это два воспитателя, две палатных медсестры, младшая медсестра и учитель-дефектолог. Всего же в доме ребенка более 240 опытных специалистов как с медицинским, так и с педагогическим образованием и, разумеется, службы, отвечающие за бесперебойное функционирование всех коммуникаций дома ребенка: по его благоустройству, ремонту, пожарной безопасности, а также обеспечивающие малышей питанием и чистым бельем. На сегодняшний день в этом учреждении работают не только врачи, но и педагоги, медсестры, массажисты, физиотерапевт, психолог, учителя-дефектологи и многие другие службы.
Только в таком составе дом малютки может обеспечить своим жильцам необходимую помощь. Ведь большинство детей, попадающих сюда, имеют ограниченные возможности и отклонения в развитии, требующие как можно более ранней реабилитации. Причем социальная реабилитация, в которой главную роль играют педагоги, протекает в комплексе с реабилитацией медицинской, где не обойтись без опытных врачей. Диагнозы, с которыми многие малыши сюда поступают, одни из самых тяжелых из всех известных в педиатрии. Это общая задержка развития, поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич, алкогольный синдром, принадлежность к группе риска ввиду ВИЧ-инфицированных родителей.
Лариса Владимировна Кальная, физиотерапевтическая медсестра, говорит, что самая любимая процедура у ее подопечных – это ультрафиолетовые ванны и массаж. «Сердце радуется, когда видишь, как ребята расслабляются, наполняются новых сил. Несмотря на всю специфичность нашей работы, здесь всегда испытываешь моральное удовлетворение. Потому что хоть маленькие, но положительные сдвиги видны всегда. Наши пациенты находятся в стадии роста и развития. А здесь у медицины шансы самые высокие», – замечает Лариса Владимировна.
Педиатр и невролог Виталий Владимирович Пронин продолжает: «Наша задача – дать этим детям необходимую медицинскую помощь. Пока есть самая малейшая возможность положительного сдвига. Ведь инвалидность – это не просто слово, это на самом деле ограничения, которые этим детям выпали в жизни. И мы нашими усилиями должны снизить эти ограничения до самого минимума».
Раз в год подопечным дома ребенка проводится обязательная диспансеризация специалистами детской областной больницы и детской поликлиники № 15. В течение всего года эти лечебные учреждения распахивают двери для маленьких жильцов дома ребенка в случае необходимой медицинской помощи, операций, госпитализации. Но мальчики и девочки нуждаются, разумеется, не только в лекарствах.
«Их эмоциональный тонус снижен. Они ведут себя порой как старички, не могут от души радоваться и смеяться. Они чувствительны ко всему, что их окружает, но не могут показать этого. Почему? Да потому что они, что называется, не отлюблены их собственными родителями», – говорит старший педагог дома ребенка Лидия Аксентьевна Наземец.
Когда в 1908 году в дореволюционном Царицыне на улице Пушкина открылся приют для пятнадцати сирот, никто и представить себе не мог, что через сто лет количество его питомцев увеличится в десять раз, а самими питомцами станут сироты при ЖИВЫХ родителях. Самым маленьким из здешних питомцев едва исполнилось полтора месяца. Самым старшим – не больше четырех лет.
У жильцов Волгоградского дома ребенка много помощников. И много тех, кто хочет остаться за кадром или помогает, сам не имея ничего лишнего. Так, к столетнему дню рождения мальчишкам и девчонкам преподнесли сюрприз студенты педагогического университета, купившие маленьким артистам одежду для утренника. Многие волгоградцы просто приносили в подарок пакеты, полные игрушек, книг, фломастеров, желая остаться неизвестными.
«Люди, однажды узнавшие о нашем доме ребенка, его уже не забывают. Подарки приносят к каждому празднику. А некоторые фирмы помогают просто своим трудом, справляясь у нас о наших нуждах. И получается, каждый из предпринимателей хочет быть полезен тем, чем может. Кто – окна вставить, кто – обои наклеить, кто – полы постелить», – восхищается начальник медицинской службы Валентина Ивановна Груданова, работающая в доме ребенка уже тридцать лет.
Саше П. еще нет трех лет. Он щупленький и слишком маленький для своего возраста. В дом малютки Саша попал благодаря соседям его родителей. Они просто увидели на улице малыша, который, несмотря на столь ранний возраст, был предоставлен сам себе. Оказалось, Сашу уже пару дней никто не кормил и не поил. Он сам, как мог, добывал себе пропитание и большую часть времени проводил на улице, в то время как его мама и папа отходили от алкогольного угара. В доме малютки Сашу сперва пытались как следует накормить, но от длительного неправильного питания он разучился понимать вкус нормальной пищи, не принимал ни мяса, ни жиров. Хотел есть только хлеб с водой, к которым, по всей вероятности, привык дома. Сейчас Саша живет уже больше месяца в Волгоградском доме ребенка, и улучшения видны налицо. Он поправился, набрал в весе, лопочет беспрерывно, и, где бы он ни появлялся, слышен его звонкий хохот.
Похожие судьбы и у остальных 105 воспитанников дома ребенка. Некоторые поступают сюда уже сразу после роддома, если их родители отказываются от них официально или их мамы просто сбегают из роддома после родов. А некоторых не хватает даже и на это. Известны случаи, когда новорожденных приносили случайные прохожие, нашедшие их в парке или на улице.
Сейчас в доме ребенка полным ходом идет ремонт. Уже доделали переход между зданиями. Теперь везде тепло, а освободившееся место занимают новенькие кабинеты: психологической разгрузки, массажа, стенды с фотографиями здешних мальчишек и девчонок, а также тех, кому уже посчастливилось найти приемных родителей. Некоторые из малышей дома малютки теперь живут во Франции, некоторые в Германии, Испании или даже Канаде и Америке.
Но, конечно же, большинство ребят попадают в волгоградские и российские семьи, которым по законодательству отдается приоритет. Перед переездом в приемную семью новоиспеченным родителям даются рекомендации по дальнейшей реабилитации и коррекции заболеваний их малыша. Сообщаются все подробности о вкусах ребенка, его любимом меню, о том, под какие колыбельные песни он привык засыпать или какие у него самые любимые игрушки. Благодаря тщательному контролю опекунского совета областного комитета по образованию и доверительной работе самого дома ребенка с будущими родителями никто из малышей еще не был возвращен обратно. Наоборот, за последние пять лет желающих разделить свой домашний очаг с новым маленьким членом семьи из дома ребенка стало гораздо больше. Хочется верить, что причина тому не только государственная программа материальной поддержки семей, забирающих на воспитание приемных детей, но и возросшее желание волгоградцев и россиян в целом быть милосердными к самым беззащитным и нуждающимся – детям, покинутым их родителями.
P.S. Главный врач дома ребенка Олег Васильевич Чернобай уверил нас, что финансирование этого учреждения значительно улучшилось за последние годы. Особых «дыр» в бюджете нет. Но дому малютки, как и всем подобным организациям, всегда не хватает тысячи разных мелочей. Например, чтобы у малышей на обеденном столе было не только первое и второе, но и вкусненький «Тема», и полезные соки, и свежие фрукты. Поэтому специализированный дом ребенка по улице Коммунистической, 62а, всегда будет рад дополнительной помощи волгоградцев и гостей города.
Дарья БЕРЕЖНИЦКАЯ
Опубликовано: 2008-10-29
|