Чтобы первоклассник учился на «пять»,
он должен бегать, прыгать и... вязать
Современные российские и зарубежные исследования подтвердили тот факт, что
психологические установки закладываются в человеке до трех лет, максимум – до
пяти. Именно они обуславливают модели поведения ребенка: например, уверенный он
или нет, общительный или замкнутый, радостный или грустный, активный и напористый
или легко сдается.
При этом опять же доказано учеными, только у человека из всех высших животных
самое длинное детство. Природа растянула его почти на двадцать лет, чтобы это
уникальное дитя биосферы в совершенстве познало мир и смогло потом передать свои
знания следующему поколению. И главные годы знакомства с миром – дошкольные. В
этот период объем усвоения информации в единицу времени у детей в четыре раза
больше, чем у взрослых! Свободные матрицы памяти заполняются образами и понятиями
со все усложняющимися представлениями о мире. В мозгу образуются множественные
связи, позволяющие целостно воспринимать мир и себя в нем. И каждая крупица новых
знаний не повисает в пустоте, а укладывается в сложившуюся в мозге сложную образно-понятийную
картину.
В современном же обществе дошкольные годы по-прежнему считаются чем-то несерьезным:
подумаешь, задавленную бабочку ребенку жалко или летать он вздумал! Мечтай, малыш,
мечтай, пока можно, вот вырастешь и выкинешь из головы все эти глупости.
Но по мере приближения ребенка к школьному порогу тон окружающих его взрослых
из снисходительного все больше превращается в истерично-назидательный: «Как?!
Ты не хочешь учиться читать? Да тебя же в школу не возьмут! Или в класс коррекции
запишут, бестолочь ты эдакая!». И понеслось! Задерганные, перепуганные и озабоченные
судьбой ребенка родители начинают лихорадочно учить детей буквам, причем и иностранным
тоже, цифрам, элементарным задачкам и примерам, пытаются объяснять правописание...
А если вспомнить еще тестирование первоклассников, которое теперь завуалированно
называется собеседованием и знакомством с ребенком, а по сути частенько является
практикой выбраковывания детей, то... Короче, процессы чтения и написания из всего
лишь инструмента познания мира превращаются в самоцель: «Ты должен с такой-то
скоростью читать! Ты должен с только таким наклоном писать цифры. Слышишь, ты
должен, иначе...». Какая уж тут картина целостного восприятия мира и себя в нем?
Тут хоть бы на минуточку успеть схватить кого-то из воспитателей, занимающихся
с «подготовишками», и педагогов начальных классов за рукав и крикнуть: «Остановитесь!
Послушайте! Услышьте! Себя и своих детей...».
На «круглый стол» в редакцию еженедельника «Молодой» из приглашенных девяти человек
пришли шестеро: заведующая детским садом № 235 Светлана Викторовна Карпушина,
воспитатель из того же дошкольного учреждения Светлана Викторовна Сухоносова,
инструктор по физическому воспитанию, профессор Волгоградской академии физической
культуры Наталья Александровна Фомина, психолог, работающий с дошкольниками, Елена
Юрьевна Савельева, учитель начальных классов МОУ СОШ № 82 Наталья Николаевна Рачко
и воспитатель детского сада № 244 Советского района Лидия Алексеевна Рогальская.
От лица редакции и многих-многих родителей без пяти минут первоклассников вела
«круглый стол» я, Наталья Полякова. Захотелось узнать, что называется, из первых
уст, что должен и чего не должен уметь на 1 сентября 2009 года наивно хлопающий
глазами первоклассник с красивым букетом. И правомерно ли уже сейчас замахиваться
на его беззаботное детство, усиленно натаскивая в чтении, правописании и счете?
– Дело в том, что важна прежде всего психологическая готовность детей к школе,
– начала разговор педагог Наталья Рачко. – Что это значит? Для этого оценивается:
развитие памяти (норма запоминания составляет десять и более слов); чистота произношения;
умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах; развитие речи
(богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное),
произвольное внимание (например, умение работать над учебным заданием в течение
десяти минут, не отвлекаясь); готовность руки к письму (умение скопировать несложный
рисунок, фразу); умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам
под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу); развитие логического мышления
(умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов;
расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т. д.);
пространственная ориентация (умение назвать, где находится предмет – справа, слева,
за, над, под и так далее); общая осведомленность ребенка об окружающем мире; элементарные
математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить
несложную задачу с помощью предметов). Кроме того, оценивают также, как ребенок
контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы...
Наталья Фомина, инструктор по физическому воспитанию:
– Думаю, что было бы более правильным оценивать не конкретные знания дошкольника,
а узнать, насколько ему интересен процесс познания, открывания для себя новых
миров, готов ли он учиться учиться... Это же самое главное умение в школе! В школе
ребенок получает инстументарий и базу, чтобы с ними потом двигаться по жизни,
реализовывать себя, достигать каких-то вершин... И чем более крепкую базу получит
дошкольник и младший школьник, тем более прочным фундаментом он будет обладать
потом во взрослой жизни. Еще один важный момент: если ребенок очень рано показывает
какие-то «олимпийские» результаты – утверждение верно как для спорта, так и для
интеллектуальных познаний, то чаще всего потом высоких вершин ждать бесполезно.
Пример приведу из спорта: сейчас мы гордимся нашей Еленой Исинбаевой. Но ведь
прыжками с шестом она начала заниматься в «древнем» возрасте – в 15 лет. До этого
она получила просто шикарную общую подготовку в спортивной гимнастике, которая
потом и стала базой. И никто почему-то не вспоминает тот момент, что она не прыгала
с шестом с шести лет! А в школе мы почему-то требуем рекордов от первоклассников
чуть ли не 1 сентября.
Елена Савельева, психолог:
– Но самое главное: ко второму классу багаж знаний, которым был снабжен ребенок,
заканчивается. Чаще всего даже к концу первого класса те дети, которые пришли,
умея читать, писать, считать, выравниваются с теми, кто этого делать не умел...
Наталья Рачко, педагог начальных классов МОУ СОШ № 82:
– Ко второму классу дети взрослеют, а значит, шестилетки становятся семилетками.
Дело в том, что в шесть лет еще не все дети чисто физически способны учиться.
У них просто мало сил, они устают! Поэтому, дорогие родители, а особенно бабушки
и дедушки, не надо засаживать детишек за чистописание в пять лет! Во-первых, скорее
всего, вы неверно покажете, как пишутся буквы, а значит, в школе такого ребеночка
придется потом переучивать. Во-вторых, он будет постоянно «ложиться» на стол,
потому что будет уставать. А отсюда может возникнуть куча диагнозов по здоровью:
неправильная осанка, ослабление зрения...
Наталья Фомина, инструктор по физическому воспитанию:
– Естественно, пока у ребенка не сформирована первая сигнальная система, то о
второй не может быть и речи! А как можно ее развить? Только движением! Танцами,
играми, бегом, прыжками, но ни в коем случае не зубрежкой! Наверное, всем нам
стоит вспомнить педагогику доктора медицинских наук, физиолога Владимира Базарного.
К сожалению, его методика почему-то не распространилась по школам нашего региона,
но всем любознательным очень рекомендую прочитать его работы. Так вот он сказал
совершенно мудрую вещь: перегружать школьника можно только физически! Думаю, это
утверждение еще более верно для дошкольника. А господа англичане провели вот какой
любопытный эксперимент: одна группа дошкольников целый год занималась математикой,
а другая развивала мелкую моторику – вязанием. В результате оказалось, лучшими
математиками были те, кто... вязал.
Лидия Рогальская, воспитатель детского сада № 244:
– Думаю, страсти по поводу подготовленности-неподготовленности детей подогрели
ЕГЭ. Каждая школа теперь должна подтверждать свой статус. А если учесть, что со
временем малыши будут сдавать ЕГЭ и после начальной школы, то... Все нервничают
и стараются подстраховаться по всем возможным моментам.
Наталья Рачко, педагог МОУ СОШ № 82:
– Ребенок с большим трудом запоминает абстрактные знания. Их надо ему дать прожить.
Поэтому я призываю родителей не забивать малышам голову цифрами-буквами, а побольше
разговаривать с ним и рассказывать, рассказывать. Это можно делать по дороге из
садика и в садик, дома, на кухне, словом, между делом. Ведь столько можно рассказать,
готовя ужин, о той же моркошке-картошке! И где растут, и на что похожи, и кто
ими питается... И знания не насаждаются, а преподносятся ненавязчиво, играючи!
Светлана Сухоносова, воспитатель:
– Поддержу многие мнения, приведя свой жизненный пример. Моя дочь пошла в школу
в шесть с половиной лет. Да, она хорошо училась, но сколько мы занимались! И как
тяжело давались ей эти пятерки! Так что, дорогие родители, не надо слишком усердствовать,
иначе у ребенка может просто пропасть интерес к знаниям, к школе. Хуже того, он
может вообще начать ее бояться. Что потом делать будем?
Наталья Рачко, педагог:
– А вообще профессия педагога начальных классов прекрасна. Например, мне завтра
исполняется пятьдесят лет, но я не чувствую этого. Потому что я вся – в детях.
Общаясь с ними, забываешь все на свете, погружаешься в их такой бесхитростный,
чистый, радостный мир. И, подводя итог пятидесяти лет свой жизни, я думаю: «Ну,
наверное, я все-таки не напрасно прожила все эти годы: многих малышей я научила
хорошему. Чему-то и они меня научили. Потому что желание учиться зависит, наверное,
не от возраста, а от состояния души, от желания идти вперед, созидать, любить...»
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-10-22
|