Открой книгу, и мир откроется тебе
Почему молодежь, дети перестали читать? Вообще – даже хваленый Гарри Поттер
не увлекает их своими волшебными потугами. Что уж говорить о литературе, требующей
включения интеллекта, труда ума...
Проблемы с читательской аудиторией испытывают и газеты: молодежь отказывается
брать в руки неглянцевые издания – ведь там мало картинок и «развлекухи». Но
ведь, не читая, подросток рискует на всю жизнь остаться интеллектуальным аутсайдером,
потом намного труднее восполнить недоразвитость души и мысли.
И могут ли взрослые как-то убедить, заразить подростков, выросших в эпоху sms
и блогов, «классическим» чтением книг? Об этом шла речь на «круглом столе»,
который прошел в рамках областного семинара для сотрудников молодежных газет
(организатор – редакция областной газеты «Молодой. Свежее решение»).
Мотивы, которые движут молодыми людьми, в том числе в вопросе «читать – не читать»,
понятны: они обусловлены возрастной психологией. О ней рассказала Ирина Ермолаева,
психолог, заведующая информационно-аналитическим центром ВИМПСР.
– В 13–15 лет – средне-подростковый возраст – характерны вызов взрослым, критика
всего, что от этих взрослых исходит, приоритетным становится мнение сверстников.
Психологи считают: в 13 лет – пик интеллектуальных способностей – подростки
начинают все пробовать, экспериментировать, у них вырабатывается собственная
система ценностей, а не мамина-папина, как раньше. Тем не менее надо их предупреждать,
советовать, им нужен опыт взрослого человека, несмотря на то что родители –
«шнурки в стакане». С подростком надо говорить на его языке, показывать ему
плюсы и минусы разных вещей и явлений и подчеркивать при этом: «Ты сам выбираешь».
Говорить «нельзя» – опасно, навязывать что-то – чревато. Подросток не осознает
собственных ресурсов, но мечтает о будущем. Мотивы читать в 13–15 лет – подросток
хочет получить информацию о жизненном опыте, но поданную ярко, весело и желательно,
чтобы она исходила от сверстников.
Но в 16–19 лет у человека укрепляется самооценка, идет целенаправленный выбор,
кем я буду, где буду учиться, он осознает границы своей жизни.
Андрей Дорошенко, газета «Кома», г. Камышин:
– Пусть для подростков пишут такие, как они, может быть, специально обученные
ровесники, на их языке. Если информация будет излагаться скучно, она «не пойдет».
Нужно спросить у них, чего они хотят, ведь они лучше это знают.
Организовывать и направлять этот процесс, конечно, должны взрослые. А рекомендовать
(газету, книгу) лучше всего такому же подростку, который вызывает у его ровесника
доверие. Хорошо, если он будет интересной, богатой личностью.
И так как подростковый возраст – это время гормонального брожения, подростки
лезут в экстрим, чтобы «уравновесить» гормоны. Это тоже нужно учитывать, приобщая
взрослеющего человека к чтению.
Свои особенности имеет и их обращение (все-таки!) к чтению: подростками читается
то, что знакомо: лица, заголовки, люди. Безусловно, большую роль играет «коллективный»
опыт – когда целое сообщество увлекается чем-то позитивным.
Наталья Полякова, редактор отдела газеты «Молодой. Свежее решение», руководитель
Воскресной школы журналистики в ВИМПСР:
– Такой опыт был у нас в Воскресной школе журналистики: ребятам было дано задание
рассказать о своих любимых книгах. И многие с удивлением открыли для себя Баха,
Коэльо, Пелевина и других писателей. Это дало информационный повод к написанию
нашими слушателями рецензий, материалов о книгах. Так, получается, они вовлекают
в чтение и своих ровесников, читающих их материалы в школьных газетах и других
подростковых СМИ. И хотелось бы заметить: когда ты сам «горишь» чем-то, ты найдешь
все технологии, чтобы достучаться до других, передать им свой огонь, свою увлеченность.
Ирина Ермолаева:
– Очень значимо для подростков формирование моды. Если что-то модно, если это
признается значимыми в подростковой среде людьми – значит, возьмется на вооружение
ребенком.
Наталья Барышникова, вице-президент волгоградской ассоциации «Слово», сотрудник
журнала «Зона риска»:
– В Волгограде около ста книг выходит ежегодно, и примерно 60 процентов от этого
числа хороших произведений. Ситуация нисколько не меняется: есть люди, которые
прекрасно живут без книг, есть люди, которые могут полноценно существовать только
благодаря книгам. Люди читали, читают и будут читать. Возможно, в эпоху капитализма
это труднее, есть такая могущественная альтернатива, как Интернет. Но все имеет
право быть. Один тот факт, что в литературном институте имени Горького в этом
году был конкурс 20 человек на место, показывает: быть культурным – престижно
у молодежи.
Светлана Земзюлина, газета «Призыв», г. Михайловка, редактор молодежной газеты
«Я сам!» рассказала о том, как важно дарить книги молодым людям. Когда некоторым
ребятам-юнкорам в качестве приза подарили книгу замечательного волгоградского
писателя Сухова «Казачка», они с удовольствием ее прочитали, запомнили и многие
приводят его как любимого автора. У нас в Михайловке девушки, которые были юнкорами
газеты «Я сам!», стали писать сами литературные произведения. Наталья Плотникова
стала призером всероссийского литературного конкурса молодых дарований и получила
награду из рук Людмилы Путиной на приеме в Кремле.
Валерия Сыроежкина, руководитель инструкторского отряда «Первые ласточки»,
г. Волжский:
– «Первые ласточки» выпускают свою газету «Опаньки!», которую, естественно,
делают наши ребята. Когда им пришла голову идея литературного проекта «Охотник
на ведьм», никто и не предполагал, что все получится так интересно: продолжение
истории писали юные читатели. Получился нестандартный, интересный роман в жанре
приключений, фантастики, причем суперпатриотичный по сути своей. По сюжету русский
охотник Николай оказался во Франции, там он прошел через множество таких приключений,
что дух захватывает. А когда у некоторых наших авторов в одном и том же 16 веке
действовали кардинал Бенедикт и мустанги (во Франции!), мы стали отправлять
этих авторов в библиотеку – выяснить, могло ли такое быть в принципе. Так некоторые
ребята открыли для себя библиотеку, и надо полагать, что уже не забудут туда
дорогу. Теперь есть идея эту книгу экранизировать…
Вспомнили специалисты молодежных СМИ и о таком явлении, как букроссинг: молодежь
увлекают такие поиски «потерявшихся» книг – прямо «Ночной дозор»! Дети наши
читают, хотят читать, но не знают, что их надо направлять.
Чтобы дети читали, надо:
– вызвать у них интерес,
– рекомендации ровесников,
– вовлекать их в творчество,
– руководство (негласное) чтением взрослых.
Опубликовано: 2008-10-15
|